Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Содержание

Зрение у младенцев: этапы развития, скиаскопия. Определение рефракции при помощи скиаскопии

Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Зрение у малышей развивается в соответствии с возрастом и имеет такие этапы:

  • первый месяц. В этот период глазки крохи часто косят, он ещё не может фокусировать взгляд. Есть узнаваемость маминого лица при условии, что она низко наклоняется над ним;
  • второй месяц. Появляется возможность различать контрастные предметы, чёрно-белые цвета;
  • третий-четвёртый месяц. Происходит совершенствования зрительных возможностей. Появляется восприятие глубины и расстояния. Это провоцирует малыша к хватательным движениям;
  • пять-шесть месяцев. Ребёнок уже способен различать предметы в движении, а также воспринимать сложные оттенки цветов;
  • семь-восемь месяцев. В этом возрасте малыш видит практически как взрослые. Особенностью этого периода является окончательное приобретение глазами своего цвета.

Какие заболевания можно диагностировать

Теневую пробу используют для диагностики офтальмологических заболеваний:

  • дальнозоркость – четкое зрение вдаль при размытом зрении вблизи;
  • астигматизм – расстройство рефракции, при котором появляются несколько фокусных точек вместо одной вследствие искажения формы роговицы или хрусталика;
  • близорукость – ухудшение зрения вдаль при четком зрении вблизи.

Скиаскопию проводят не только для диагностики болезней, но и для наблюдения за состоянием зрения у пациентов с установленным диагнозом. Исследование также проводят для подтверждения и уточнения диагноза, полученного субъективным методом оценки зрения (таблицы Сивцева).

Проведение скиаскопии

Для полноценного обследования центрального и периферических участков зрачка прибегают к циклоплегии.

Затем пациента усаживают на стул в затемненном кабинете, где источник света или лампа размещается сбоку на уровне его уха.

На расстоянии 67 см для детей или 1 м для взрослых, напротив обследуемого усаживается офтальмолог с прибором скиаскопом. Он представляет собой зеркало с отверстием в центре, рукояткой и двумя сторонами (вогнутой и ровной).

Специалист направляет с помощью зеркала отраженные от лампы пучки света в глаз пациента, который попадает в зрачок через глазное дно.

Направление взгляда зависит от проведения циклоплегии или отсутствия подготовки. При параличе мышцы пациент должен смотреть в центр прибора, без закапывания специальных капель – мимо уха специалиста.

После специалист двигает скиаскоп по горизонтальной и вертикальной оси ручки, прибор обращен плоской зеркальной стороной к пациенту. При таких движениях образуется темное, четко выраженное пятно или тень.

По стороне передвижения теневого участка определяется характер рефракции – дальнозоркость или близорукость.

Величина отклонений определяется при помощи скиаскопических линеек или корригирующих линз с различной оптической силой (диоптриями).

Особенности проведения скиаскопии у детей

Методика скиаскопии для определения рефракции проводится впервые в возрасте 1 месяца, при наличии осложнений – не позднее 3 месяцев с рождения. Для контроля динамики рефракции повторный прием у офтальмолога производится в 3 и 6 месяцев. В это время глазные мышцы не развиты, и дальнозоркость составляет от +1 до +3 диоптрий.

Для проведения обследования проводят циклоплегию путем закапывания препаратов с коротким действием (Мидриацил, Тропикамид) или Атропина. Затем после действия медикамента и установившегося временного паралича зрительного нерва пациента размещают на расстоянии 67 см от офтальмолога. Перемещением и удержанием скиаскопических линеек занимается специалист.

В каких случаях показано проведение скиаскопии  и есть ли противопоказания к процедуре?

Существует ряд показаний, при которых может быть назначено проведение скиаскопии:

  • Близорукость (миопия) — когда пациент относительно хорошо различает приближенные к нему предметы, но в то же время нечетко видит очертания объектов, находящихся вдали;
  • Дальнозоркость — когда человек плохо видит вблизи, а вдали хорошо различает предметы;
  • Астигматизм — особая патология, совмещающая присутствие сразу нескольких фокусов (иногда при этом в глазу сочетаются разные типы аномалий рефракции).

Однако, несмотря на всю безобидность и простоту «теневой пробы», данный метод имеет противопоказания, такие как:

  • Глаукома — в этом случае процедура может спровоцировать приступ;
  • Светобоязнь, или особая чувствительность к свету;
  • Состояние алкогольного либо наркотического опьянения;
  • Остро выраженные психические болезни, при которых пациент может навредить окружающим или себе.

Подготовка к исследованию

Для правильных результатов и точного определения отклонений рефракции необходима подготовка пациента к исследованию и профессионализм врача-окулиста.

Для этого проводят циклоплегию путем глазных инстилляций специальных препаратов, что вызывает временный паралич ресничной мышцы глаза. Препараты закапывают за 3 дня до исследования дважды в день и перед процедурой за час.

Точная дозировка и количество инстилляций назначается строго врачом.

Медикаменты, используемые для циклоплегии, отпускаются строго по рецепту врача из-за сильных побочных эффектов и нежелательности применения без назначения специалиста. Они назначаются в детском возрасте перед первой процедурой и в сложных случаях. К ним относятся глазные капли с Атропином.

После их закапывания наблюдается расширение зрачка, возможны головные боли, учащение сердцебиения, повышение внутриглазного давления, слабость, тошнота.

При спорных результатах применение капель продлевают до 7-10 дней и проводят повторную процедуру скиаскопии.

Быструю циклоплегию вызывают препараты с Циклопентолатом (Цикломед, Циклопентолат-Солофарм, Циклоптик), Тропикамидом (Тропикам, Мидриацил). Их используют трижды с промежутком в 10-15 минут, затем приступают к проверке рефракции.

Зрение можно восстановить без операции

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц…

>

Поскольку медикаменты могут спровоцировать повышение внутриглазного давления, пациентам старше 40 лет, лицам с отягощенной наследственностью, предрасположенностью к глаукоме вначале измеряют показатели ВГД, затем принимают решение о целесообразности применения данных препаратов.

Расшифровка результатов

По результатам исследования врач устанавливает тип отклонения и значение рефракции для каждого глаза в отдельности. Диоптрии линзы, на которой закончилось исследование – это еще не результат определения рефракции.

Реальное значение рефракции глаза пациента определяют по формуле R=C-1/D, где:

  • R – рефракция глаза в диоптриях со знаком «+» при гиперметропии (дальнозоркости) и «-» при миопии (близорукости);
  • C – оптическая сила линзы, которая нейтрализовала тень от источника света в зрачке;
  • D – расстояние между линзой и скиаскопом в метрах.

Источник: https://alkomir.net/zrenie-u-mladentsev-etapy-razvitiya-skiaskopiya-opredelenie-refraktsii-pri-pomoshhi-skiaskopii/

Этапы развития зрения у новорожденного ребенка по месяцам: когда фокусируется взгляд

Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Новорожденный младенец

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру.

Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения.

Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком.

Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку.

Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок.

Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое).

Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Зарядка для малышей с первых дней жизни

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Шкала апгар для новорожденных — баллы при рождении, таблица

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

НоворожденностьЗрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяцМир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяцаРазвивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяцаЧеткость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяцаПредметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцевВажная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцевК полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцевЗрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцевУлучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцевЧеткость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцевПримерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцевРазвитие зрения крохи практически завершено.

Пример, как одну и ту же игрушку видят дети разного возраста

Проверка зрения у малышей

Смешанное вскармливание новорожденных

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  1. 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  2. 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  3. 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  4. Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

Скиаскопия новорожденному

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.

Офтальмоскопия младенцу

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/zrenie-novorozhdennyx-pervyx-dnej-zhizni.html

Скиаскопия глаза у детей – техника проведения, оценка результатов

Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Скиаскопия (от греческого σκιά «тень» – σκοπέω «наблюдаю») является объективным методом исследования рефракции глаза, который основан на наблюдении за движениями теней, локализующихся в области зрачка вследствие освещения глаза лучом света, отраженного от офтальмологического зеркала. Повороты зеркала вызывают движение теней на фоне освещенного зрачка, при этом положение их в зрачке и обусловлено рефракцией глаза.

Метод скиаскопии применяется в офтальмологии с целью выявления аномалий рефракции глаза и определения степеней близорукости, дальнозоркости, астигматизма. Нередко данный вид исследования специалисты именуют «теневой пробой».

Данное исследование весьма объективно и безболезненно, поэтому наиболее часто его назначают для исследования рефракции глаз у детей.

Описание метода

Основное положение данной методики можно сформулировать в следующем: движение тени не происходит, когда самая дальняя точка ясного видения совпадает с источником, освещающим зрачок, то есть фактическим положением исследователя.

Специалист садится напротив ребенка, как правило, на расстоянии метра, и освещает зрачок тестируемого глаза скиаскопом – специальным плоским или вогнутым зеркалом, поворачивая его вокруг вертикальной и горизонтальной оси то в одну, то в другую сторону. Одновременно он наблюдает за движением тени, появляющейся в области зрачка. При необходимости, подобное исследование может проводиться также и с другого расстояния (67 либо 50 см).

Последовательность процедуры

Первым шагом проводимого исследования, является определение вида рефракции –выявление наличия аномалии. При этом, тест с использованием плоского зеркала показывает:

  • В случае эмметропии, т.е. миопии и гиперметропии до 1.0D (диоптрии), локализованная на зрачке тень, движется в сторону, ту же, что и зеркало в офтальмоскопе;
  • При миопии превышающей 1.0D, движения происходят в противоположную сторону.

Применение в данном тесте вогнутого зеркала дает обратные соотношения.

Далее необходимо установить степень аномалии, для чего зачастую применяют методику нейтрализации тени.

Полное отсутствие на зрачке тени (при скиаскопии обоими видами зеркал с расстояния метра) означает наличие у исследуемого миопии в 1,0D.

С целью нейтрализации тени, как правило, используются следующие устройства:

  • Специальные скиаскопические линейки (применение их необходимо осуществлять держа линейку строго вертикально, на расстоянии до 12мм от вершины роговицы глаза);
  • Линзы из набора, вставляемые в пробную оправу.

Если исследование глаза проводится в условиях циклоплегии, ребенка просят смотреть в отверстие зеркала, а если аккомодация сохраняется – мимо уха специалиста, на стороне обследуемого глаза.

При выявлении миопии превышающей −1.0D, к исследуемому глазу начинают поочередно приставлять по возрастанию оптической силы отрицательные линзы. Так продолжают до исчезновения тени на зрачке. Степень миопии определяют, прибавлением к оптической силе стекла, при котором тень исчезла, 1.0D поправки на расстояние.

Степень миопии, превышающей −1.0D можно определять и иным способом — постепенного приближения в процессе скиаскопии к глазу пациента до полного исчезновения тени на зрачке. Как только такое расстояние достигнуто, его измеряют.

Далее производят расчет, деля 100 сантиметров на цифровой показатель полученного расстояния. К примеру, если тень исчезла, когда расстояние между врачом и пациентом равнялось 50 см, значит степень миопии ребенка составляет −2.

0D или 100 / 50).

В случае эмметропии, гиперметропии и миопии до −1.0D аналогичную процедуру выполняют с положительными линзами. При этом, степень рефракции определяется путем вычитания 1.0D из показателя силы стекла, при котором на зрачке произошло исчезновение тени.

При астигматизме те же действия совершают в двух перпендикулярно расположенных главных меридианах по отдельности.
Заключительный этап исследования – уточнение рефракции при астигматизме глаза. Для этого выполняют теневую пробу с цилиндрическими линзами.

Процедура называется цилиндроскиаскопией – полосчатой скиаскопией или «штрихскиаскопией». Она осуществляется с применением специальных скиаскопов, которые отбрасывают на исследуемый глаз определенную световую полоску.

Такая полоска способна вращаться, меняя свое направление.

Цилиндроскиаскопия

Для выполнения цилиндроскиаскопии, сначала проводят обычную скиаскопию с применением сферических линз (или линеек). Определяют ориентировочное положение главных меридианов для глаза с астигматизмом, а также силу линз, которые нейтрализуют в каждом из глаз тень.

Пациенту надевают пробную очковую оправу, а напротив исследуемого глаза в гнезде устанавливают линзы (сферическую и астигматическую), которые должны одновременно нейтрализовать тени в двух главных меридианах. Скиаскопию проводят путем поворота зеркала в направлении оси астигматической линзы, затем в направлении деятельного ее сечения.

Если при этом в обоих случаях тень исчезает, то нейтрализация аметропии достигнута. Если тень исчезает только в направлении оси астигматической линзы, а в направлении деятельного ее сечения не исчезает, цилиндр либо ослабляют, либо усиливают до полного исчезновения тени.

В случае, когда тень в обоих направлениях не исчезает, сначала добиваются исчезновения ее в направлении оси астигматической линзы посредством подбора сферы, далее в перпендикулярном направлении, посредством подбора цилиндра.

При движении тени вне направления оси астигматической линзы и деятельного ее сечения, под углом 45° между ними, означает, что оси цилиндра выставлены неправильно. Для устранения подобного, цилиндр поворачивают в оправе, добиваясь чтобы направление движения тени совпало с направлением оси.

Добившись нейтрализации тени в двух сечениях, ослабляют сферическую линзу, уменьшая положительную или усиливая отрицательную линзу с учетом расстояния, с которого скиаскопия и проводилась: при расстоянии в один метр, поправка составит 1,0D; при расстоянии в 67 см — 1,5D, при расстоянии в 50 см — 2,0D.

Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов.

Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов.

Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в “Московскую Глазную Клинику” Вы можете по телефону 8 (800) 777-38-81 (ежедневно с 9:00 до 21:00, бесплатно для мобильных и регионов РФ) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

Источник: https://mgkl.ru/patient/stati/skiaskopiya-glaza-u-detej

Развитие зрения у грудничка с рождения: этапы формирования

Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Многих родителей сразу после рождения ребенка, волнует вопрос: какое зрение у их новорожденного малыша, видит ли он и как происходит становление и созревание глаза и возможности видеть у детей первого года жизни. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Формирование зрительного анализатора начинается  с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности.

К моменту родов глаз новорожденного уже полностью анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

В связи с этим зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • неполным формированием нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом; незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Поэтому учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. И только по мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам:

Новорожденный

  • различает только свет и тень – светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия (это вариант нормы).

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота); начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги); начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке; пытается следить за движущейся игрушкой; начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета; задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

В дальнейшем по мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций.

Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно знать: если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение.

Но это не так – зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Как проверяют зрение у новорожденного?

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, но если еще в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста раньше.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование.

При офтальмологическом осмотре в раннем грудном возрасте врач обращает внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок.

До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево).

Также определяют:

  • наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции.

Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Как определить зрение ребенка дома

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях.

Для этого нужно пристально следить за развитием малыша: смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие; у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Особенности формирования зрения у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения.

Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни.

При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d3aa980b96cfd00adb0bf09/5dc3d0bde882c300aef7973c

Зрение у новорожденных. Доставка контактных линз и очков по Москве и России

Зрение у новорожденных детей: этапы развития, скиаскопия

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств.

При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.

Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый.

Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует.

Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже).

Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.
В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм.

Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.

Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

  • 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления.

Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет.

Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

  • 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы.

Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.

Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра.

Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам.

Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

  • 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику.

Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.
4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными.

К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование.

Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

  • 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель.

Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения).

В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.

В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.

На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности.

Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба.

При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.

Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной.

Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда.

Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.

Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

  • зрачки разного диаметра;
  • не сужаются зрачки при ярком свете;
  • ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;
  • после 3 месяцев не проходит косоглазие;
  • частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий.

Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность.

Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям.

Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям.

Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Зрение — волшебный дар, данный нам природой. Берегите своего ребенка, внимательно следите за его развитием, регулярно посещайте офтальмолога, чтобы не получить проблем, которые не всегда удается решить.

Источник: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/zrenie-u-novorozhdennyh.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.