Жестокость подростков: основные причины

Содержание

Детская, подростковая жестокость — причины появления, что делать?

Жестокость подростков: основные причины

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость.

Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Тест на вероятность заболеть Коронавирусом

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях.

Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались.

Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих.

Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е.

, например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).

Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры, ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким.

А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Детям для идентификации нужен авторитет, и если его роль не исполняет родитель своего пола, то авторитетом может стать герой из фильма или виртуальной игры, либо лидер социальной, референтной группы.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию. В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Серьезно наказывать, конечно, следует не всю группу совершивших жестокое, агрессивное насилие над сверстниками, а только их неформального лидера, особенно если это явный садист или социопат.

С остальными же детьми и их родителями достаточно серьезных профилактических бесед и взятия на контроль соответствующими органами власти.

А также, для улучшения семейного эмоционально-психологического климата, помощи детям и подросткам в преодолении внутренних психологических проблем, неплохо пройти курс семейных консультаций у опытного психолога.

Подростковый психолог

Семейный психолог

Страничка: советы психолога родителям

Пройдите тесты для родителей и детей-подростков

Читайте журнал психоаналитика: полезные психологические статьи и рекомендации

Источник: https://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/detskaya-podrostkovaya-zhestokost/

Детская жестокость как результат страха, слабости и собственной несостоятельности: как помочь ребёнку?

Жестокость подростков: основные причины

Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.

Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм.

«Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию.

Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.

Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.

Суть проблемы

Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.

Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.

Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.

Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных).

При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями.

Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.

В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста.

Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые.

Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.

Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.

Причины

Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.

Семейные:

  • дефицит родительской любви, нехватка внимания;
  • равнодушие;
  • неправильное воспитание, отсутствие нравственных и моральных ценностей;
  • несправедливость;
  • вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность;
  • физическое насилие, жестокие наказания;
  • слишком большое количество запретов и ограничений, чрезмерный контроль;
  • отрицательный пример со стороны взрослых;
  • агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними.

Социальные:

  • стремление самоутвердиться;
  • страх несостоятельности;
  • желание привлечь к себе внимание;
  • влияние толпы;
  • желание быть как все;
  • мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками.

Техногенные:

  • мультфильмы со сценами жестокости;
  • компьютерные игры, где убийство — норма;
  • открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ;
  • сцены насилия в фильмах, видеороликах;
  • увлечение боевиками и «ужастиками»;
  • отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети.

Педагогические:

  • педагогическая запущенность;
  • равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение.

Психические:

  • конфликтный характер;
  • гиперактивность (выброс энергии);
  • низкая самооценка;
  • холерический темперамент;
  • возбудимый тип нервной системы;
  • садизм;
  • склонность к манипулированию.

В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт.

Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга.

На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.

У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки.

Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых.

Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.

Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.

Проявления

Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:

  • любит не просто командовать и руководить, но и манипулировать, устраивать интриги;
  • шутки полны желчи и ненависти, зло высмеивает всех подряд;
  • обзывается, вешает на людей ярлыки;
  • делит мир на белое и чёрное, людей — на своих и чужих;
  • чётко очерчивает круг общения, не подпуская к себе близко какую-то определённую категорию людей;
  • постоянно кого-то осуждает, недоволен поступками других, видит в окружающих только плохое;
  • редко выказывает сочувствие;
  • равнодушно относится даже к самым милым животным;
  • упрямство, своеволие, непреклонность, бескомпромиссность — основные черты характера.

Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.

По отношению к другим детям

Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.

По отношению к животным

Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных.

Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков.

Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.

По отношению к взрослым

В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку.

Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика.

Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.

Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.

Типичные проявления жестокости:

  • получение почти физического удовольствия от чужой боли и мучений;
  • немотивированная агрессия, конфликтность, бескомпромиссность;
  • предпочтение отдаётся играм и фильмам с насилием и убийствами;
  • ненависть по отношению к большинству окружающих людей и животным;
  • манипулирование близкими людьми;
  • отсутствие жалости и сочувствия;
  • в драке не могут остановиться;
  • непроизвольные гримасы злобы и ненависти;
  • отсутствие самоконтроля.

Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.

Что делать

Шаг 1

Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.

Шаг 2

Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.

Шаг 3

Пересмотреть стиль воспитания:

  • наблюдать за поведением ребёнка во время игр, пресекая любые проявления жестокости;
  • отслеживать публикации в соцсетях, чтобы своевременно увидеть первые тревожные звоночки: кровавые рисунки, сцены насилия и убийств, видеоролики с драками и издевательствами;
  • не наказывать, не бить, не кричать — только воспитательные беседы ровным, спокойным тоном;
  • больше времени проводить в семейном кругу, открыто разговаривать, доверять;
  • искренне интересоваться его увлечениями, друзьями;
  • направить энергию в мирное русло: записать в кружок, увлечь рыбалкой, спортом, путешествиями (хорошо помогает арт-терапия);
  • научить находить компромиссы, быть более толерантным;
  • завести домашнее животное, делегировать ребёнку уход за ним;
  • исключить проявления агрессии в семье.

А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.

Шаг 4

Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.

Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.

Источник: https://ponervam.ru/detskaya-zhestokost.html

Жестокость подростков: причины и профилактика. Трудный подросток

Жестокость подростков: основные причины

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества.

Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности.

В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей – это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, что такое жестокость подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети.

Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания.

Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто – «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка.

Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон.

Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где трудный подросток взаимодействует с остальными людьми.

Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже).

Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей.

Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности.

Образ жизни, культура подростков, среда, круг общения и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам.

И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их.

Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности.

Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми.

Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» – агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка – спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями – недопониманием учителей или неприятием одноклассниками.

Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам – он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности.

Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения.

Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша.

ролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться – необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность – это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении.

Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения.

Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители – это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям – это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков.

При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью.

Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и детская жестокость уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить – в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот – явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой.

В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда.

К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия – это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

Источник: https://FB.ru/article/293981/jestokost-podrostkov-prichinyi-i-profilaktika-trudnyiy-podrostok

Признаки подростковой жестокости: почему это происходит и как бороться

Жестокость подростков: основные причины

Данные статистики правоохранительных органов шокируют – с каждым годом увеличивается количество жестоких преступлений, которые совершаются подростками. Под подростковой жестокостью как чертой личности понимают враждебный настрой ребенка. Подростковая жестокость преследует цель доказать что-либо, показать свою силу и желание доминировать.

Желание показать силу

Причины подростковой жестокости

Жестокость у подростков объясняется чертами характера, которые формируются в семье. Корни подростковой жестокости кроются в особенностях воспитания.

Причины жестокости подростков по отношению к сверстникам

К сверстникам жестокость детей может проявляться по следующим причинам:

  • Увлеченность онлайн-играми агрессивного содержания оказывает пагубное влияние на психику.
  • Проблемы с учебой, стресс перед ЕГЭ, низкий статус подростка в коллективе и безответная любовь могут стать причинами проблем в эмоционально-волевой сфере. Психика подростка находится в стадии становления, поэтому стресс или наблюдение актов насилия может привести к ее расстройству. Жестокие подростки отличаются слабо развитой способностью к эмпатии.
  • Дворовая компания определяет особенности поведения подростков. Желая занять высокое положение в группе, подростки стараются произвести впечатление на товарищей. Многие преступления подростки совершают под давлением сверстников. Это говорит о том, что конформизм также является причиной жестокости.

Причины жестокости подростков к родителям и взрослым

Чаще всего детская жестокость по отношению к взрослым проявляется по следующим причинам:

  • Если к ребенку в семье относятся пренебрежительно, игнорируют его потребности и мнение. Авторитарный стиль воспитания и физические наказания заставляют его искать жертву, чтобы выплеснуть на нее обиду и негатив.
  • Подросток чувствует, что его мнение незначимо. Родители выбирают ему одежду, исходя из своих предпочтений, а не современной моды, за него решают, куда ему пойти учиться после школы. Если он высказывает протест, его пресекают: «Мал еще сам решать! Взрослым виднее!» Естественно, что ему это неприятно, он грубо отвечает взрослым, ведет себя демонстративно, провоцируя конфликт. Родителям важно понимать, что он это делает не из вредности, а потому, что он личность и имеет право на собственную точку зрения.
  • Непоследовательность взрослых. Случается, что взрослые не обращают внимания на выходки отпрыска, полагая, что отсутствие реакции приведет к исправлению поведения. Но поведение не исправляется, поэтому в один прекрасный момент родители обрушиваются на ребенка с криками, угрозами и строгими наказаниями не только за последний проступок, а за все, что было сделано неделю, месяц назад. Естественная реакция на такие воспитательные меры – бурный протест, агрессия и жестокость.

Непоследовательность в воспитании

  • Вседозволенность. Некоторые родители склонны считать детей в 12-14 лет взрослыми, поэтому они не стремятся высказывать им своих требований к поведению. Но однажды они расходятся во мнениях относительно того, во сколько полагается прийти домой с прогулки, сколько денег необходимо на карманные расходы. Тут начинаются конфликты. Отстаивая свое мнение и свободу, дети грубят, агрессивно себя ведут, оскорбляют родителей.
  • Родители предъявляют неконкретные требования. Они говорят: «Веди себя нормально!», «Учись лучше!», «Найди себе нормальных друзей!», но при этом содержание понятий «лучше», «нормально» они не раскрывают. С точки зрения подростка, у него и так все в порядке. Сравнивая себя с другими, он не понимает претензий родителей, постоянные упреки его раздражают.

По каким признакам понять, что ребенок жестокий

Стратегии поведения в конфликте — какие способы существуют

В литературе признаки жестокого подростка это:

  1. Зоосадизм.
  2. Склонность к пиромании и воровству.
  3. Нарушение запретов, норм и правил поведения.
  4. Организация травли кого-то из сверстников.
  5. Неспособность к эмпатии.

Способы избавления от жестокости

Работа для интровертов — какая профессия подойдет для такого типа людей

Психологами разработаны рекомендации, с помощью которых можно побороть негативные эмоции, избежав их перерастания в такое явление, как жестокость детей:

  1. Негативным эмоциям надо дать выход. Всем людям свойственно злиться, обижаться, ревновать, в этом нет ничего постыдного. Можно рвать бумагу, колотить подушку, пойти на пробежку.
  2. Каждый человек имеет право на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Поэтому, если собеседник повышает голос, оскорбляет или жестко критикует, не нужно терпеть такое отношение, лучше привести аргументы в пользу того, что выбранный тон не приведет ни к чему хорошему.
  3. Помогают отвлечься от неприятных мыслей и переживаний физическая активность и освоение релаксационных техник.

Физическая активность

Профилактика такого поведения

Буллинг в школе как бороться — виды и профилактика школьной травли

В школе профилактикой жестокости занимаются социальный педагог, психолог и классный руководитель. Психологи работают с детьми и с их родителями.

Одно из направлений – профилактика жестокого обращения с детьми и домашнего насилия.

Организуются тематические классные часы и родительские собрания, профилактические беседы и тренинги, коллективная творческая деятельность детей, в результате которой снижается детская агрессивность.

Как не стоит действовать с жестокими детьми

В попытках преодолеть жестокость и перевоспитать человека абсолютно неэффективны такие меры, как стремление окружить заботой и навязывание проявления родительской любви. При таком подходе нет возможности самореализации. Поэтому подросток устраивает бунт, демонстрируя крайние формы девиантного поведения.

Психологическое давление, тоталитарный контроль приведут к озлобленности детей на родителей, ежедневным семейным скандалам и отчаянным попыткам отстоять свое право на свободу и независимость.

Равнодушно-спокойное отношение родителей к поведенческим девиациям также не решит проблемы. В этом случае негативными последствиями эмоциональной холодности родителей могут стать бродяжничество и безнадзорность подростка.

Какую опасность влечет эта проблема

Жестокость в поведении у детей осуждается взрослыми. Это приводит к объединению жестоких детей в малолетние преступные группировки, которыми движет желание доказать всему миру что-то, обратить на себя внимание, способом воплощения этих желаний становится агрессия.

Из жестоких подростков вырастают агрессивные взрослые, с которыми крайне трудно выстраивать деловые отношения. Они всегда чем-то недовольны, не способны идти на компромисс, к новым условиям адаптируются очень тяжело, к коллегам настроены враждебно. Они часто меняют сексуальных партнеров, их браки заканчиваются разводом.

Сегодня актуальная проблема, которая требует участия психологов, – это детская жестокость. Она обусловлена тяжелой обстановкой в семье, напряженными отношениями со сверстниками, внутриличностными конфликтами. Пожалуй, самыми действенными мерами профилактики жестокости у подростков можно считать любовь родителей и демократический стиль воспитания.

Любовь родителей

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/podrostkovaya-zhestokost-prichiny-profilaktika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.