Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

Вытеснение

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека.

Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе.

Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность.

Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О.

Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении.

Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу.

Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности.

Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение.

В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями.

Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано.

И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания.

На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим.

Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад.

По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта.

Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании.

Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью.

Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым.

Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства.

Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно.

Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное.

А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты.

Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции).

Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа.

В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я.

Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия.

Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании.

Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

– когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

– когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

– исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/vyitesnenie/

Вытеснение – психологическая защита, примеры вытеснения – Автор Своей Жизни

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

В психологии вытеснением называется механизм психической защиты, который связан с устранением из сознания определенной информации. В начале XX века это явление обнаружил Зигмунд Фрейд, оно является одним из важных открытий в психоанализе и одним из ключевых его понятий.

В жизни вытеснение понимается как спонтанное забывание какой-либо информации, которая с рациональной точки зрения кажется неважной, но имеет ценный психологический смысл. Забывание затрагивает не только отдельные моменты, например, даты, имена, лица, но и распространяется на события и длительные временные периоды.

Замечание 1

В широком смысле вытеснение считается базовым и универсальным психическим процессом, поскольку именно он лежит в основе формирования отдельной области психики – бессознательного.

https://www.youtube.com/watch?v=6yRSzzCKyzs

На протяжении всей жизни те импульсы и влечения, которые вытесняются из сознания и перестают осознаваться, влияют на формирование характера личности, ее эмоциональные реакции и переживания.

Вытеснение является элементарной защитой собственного «Я». В самом начале жизни психика каждого человека начинает использовать вытеснение, по мере взросления она возвращается к этой защите в такие моменты, когда более гибкие и сложные способы защит оказываются недоступны или не срабатывают вовсе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Указанный защитный механизм становится базовым способом реагирования на внутренние конфликты. Это приводит к развитию измененного или диссоциативного (в этом случае вытеснение может охватывать всю личность в целом) типа личности.

Если объем и количество вытесненного материала оказывается для личности разрушительным и вызывает патологические изменения, то вытесняются и значительные участки воспоминаний длительных периодов времени. Например, масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом насилии в детском возрасте.

В результате развивается посттравматическое расстройство личности.

Для использования вытеснения по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, а также обладать чувством целостности собственного «Я».

Примером вытеснения у здорового человека может выступать временное забывание в беседе имени человека, к которому есть приятные, неприятные или непозволительные чувства. В психике детей обычно вытеснению подвергаются агрессивные фантазии по отношению к родителям.

Таким образом, репрессии (вытеснению) часто подвергаются элементы эмоциональной жизни, вступающие в конфликт с другими: ненависть, желание навредить и, а также противоречащие морально-этическим нормам желания т.п.

[attention type=yellow]
Психоаналитики выяснили, что мысль о чем-либо, будучи вытесненной в бессознательные образы и идеи продолжает активную деятельность внутри психики, пытаясь вернуться в сознание.
[/attention]

В итоге получается динамический процесс, который расходует силы человека на выполнение неразрешимой задачи.

Человек не избавляется от желаний полностью, вытеснив их, а лишь нагружает мозг работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Возникновение проблем

Вытеснение становится помехой для полноценного функционирования психики в таких случаях:

  • Защитный механизм недостаточно хорошо удерживает беспокоящие мысли, чувства и эмоции от сознания.
  • Вытеснение становится преградой для нового опыта, не позволяет человеку жить полной жизнью.
  • Наиболее эта проблема характерна для истерических личностей, она влечет за собой трудности в межличностных отношениях и социальной жизни.

Непосредственно механизм вытеснения связан с чувством тревоги. Тревога может сама вызывать импульс к вытеснению для того, чтобы избавиться от фактора тревоги. Однако, следует отметить, вытесненная информация провоцирует у человека чувство неясной, невыраженной тревоги.

Как работает механизм

Психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся процесса вытеснения в разных его проявлениях. В психоанализе рассматриваются 3 этапа этого процесса:

  1. На этапе первичного вытеснения из сознания устраняются элементы, первоначально связанные с влечением. Из вытесненного создается бессознательное «ядро вытеснения», притягивающее другие элементы психики, которые необходимо вытеснять.
  2. Вытеснение как процесс устранения из сознания образов и представлений. Также этот процесс вызывает возникновение тенденции к возращению уже вытесненной информации.
  3. Этап возврата вытесненного – процесс, проявляющийся в виде тревожных симптомов, снов, ошибочных действий.

Замечание 2

Этапы механизма вытеснения характеризуют защиту в широком смысле. Следует отметить, что 2 этап является динамическим процессом, а следующий за ним 3 этап не сменяет его, а присоединяется к процессу.

Возврат вытесненной информации

Отметим, что возвратом называется процесс, при котором элементам, которые были вытеснены, вновь удается проявиться в сознании. Конкретные представления меняют форму, искажаются под воздействием механизма вытеснения и проявляются в состояниях, меньше всего находящихся под контролем разума.

Отметим, по сигналам, которые подают нашему разуму эмоциональные образы из сновидений, человек может распознать то или иное содержание, которое было когда-либо вытеснено.

Следует обращать внимание на сновидения, вызывающие сильную эмоциональную реакция, например, эйфорию, тревогу, страх и т.п. Важно стараться понимать эмоциональный смысл образов, поначалу кажущихся бессмысленными.

Часто возврат представлений, которые окончательно не удалось вытеснить из сознания, сопровождается болезненными переживаниями. Так выражается еще один механизм защиты – сопротивление, он проявляется в чувстве вины, стыде, ненависти, отвращении.

Такие чувства могут быть интенсивными и способны вызвать внутренний конфликт, став причиной развития невроза, психического заболевания.

Задачей психотерапии является возвращение в сознание неудачно вытесненной информации и развитие новых способов обращения с чувствами, мыслями, влечениями, которые помогут человеку стать психически устойчивым и уравновешенным.

Источник:

Вытеснение – форма психологической защиты

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания – забывания – истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.

Как принцип сохранения отсутствующего переживания вытеснение впервые описал Фрейд. Среди причин подобного явления он указал намерение избежать неудовольствия, которое вызывается данным воспоминанием. Вытесняя травмирующий мотив, человек апеллирует к ложному, скрывая истинное положение не только от других, но и от себя.

Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности.

Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей – проявлениям инфантильности, фантазированию. Вытеснение осуществляет защиту от внутренних конфликтов в большей мере, чем от внешних травмирующих воздействий. Типичный пример вытеснения.

Можно услышать от женщины: “Я не могу рожать второго ребенка, так как слаба здоровьем”. На самом деле не исключено, что это мотив ложный, выдвигаемый вместо вытесненного нежелания вновь ограничивать свою свободу множеством бытовых забот.

Что значит избавиться от тревоги, забыть страхи, не изменяя реальной ситуации? Это значит произвести коррекцию в своей системе ценностей, перестроить иерархию установок, внести изменения в картину мира, т. е. сделать нечто такое, чтобы та же ситуация оценивалась бы не столько трагично или забылась вообще.

Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так. врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: “Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза.

Другой пример приводит академик Н.М. Амосов: “Умирал Федоровский. Академик Шалимов прооперировал: опухоль неудалима. как и предполагали. Конечно, больному сказали, что все сделано радикально. И он поверил.

Что значит инстинкт жизни! Опухоль явно прощупывалась, рвоты продолжались, и кахексия нарастала, а он, опытный, здравомыслящий профессор, хирург, надеялся на близкое улучшение почти до самого конца”. Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему.

При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: “Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг.

Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни, уже усилившиеся, вспомнила все”. Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм.

Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом.

С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.

) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение.

Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям – с другой.

Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось.

Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.

Если выбор профессии сделан вынужденно, то представление о работе, о своем месте в будущей деятельности может быть насыщено отрицательными переживаниями и поэтому вытесняться из сознания. Вот пример из работы Е.В. Новиковой и И.А. Хухрева. Девочка – отличница., краса и гордость семьи и шкоды, победительница олимпиад, готовит себя к карьере переводчицы.

По окончании школы она подает заявление о поступлении в университет, но не проходит по конкурс). Расстроенная неудачей и под давлением родителей, она соглашается на компромисс – поступает в педагогический институт. Однако, при этом она обещает себе не соглашаться на работу в школе, а, получив диплом, вернуться к своей мечте и стать переводчицей.

Здесь провозглашен ложный мотив-движение к работе переводчика через педагогический вуз. Этот ложный мотив снял внутренний конфликт, возникший из-за неудачи при поступлении в университет, и позволил ей временно обрести психическое равновесие.

Если за время обучения девушка не изменит своего отношения к профессии учителя, то ей будет трудно учиться: многое будет представляться ей ненужным и восприниматься как довесок к работе переводчика. Она будет гнать от себя мысль о том, как будет работать в школе, способна ли взаимодействовать с детьми.

Попав по окончании   института   и   школу,   такая   учительница   окажется   неподготовленной   ни   психически,   ни профессионально, что обострит ее внутренний конфликт.

Таким образом, вытеснение обнаруживается в ошибках припоминания, поскольку ход мысли изменяется сплою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного или тесно связанного с ним по ассоциации.

Источник:

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

Термин “вытеснение” появился благодаря немецкому учёному Иоганну Гербарту в начале 20-го века. Он утверждал, что противоречащие идеи постоянно конфликтуют.

Победившие желания и идеи вытесняют побеждённые, но и побеждённые пусть и слабо, но все же влияют на личность.

По мере развития психологии вытеснение как защитный механизм стало широко использоваться в психоанализе, основоположником которого стал З. Фрейд.

Вытеснение – самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации.

Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом.

Источник: https://avtorsvoejzhizni.ru/simptomy/vytesnenie-psihologicheskaya-zashhita-primery-vytesneniya.html

Защитный механизм: вытеснение

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

В психологии вытеснением называется механизм психической защиты, который связан с устранением из сознания определенной информации. В начале XX века это явление обнаружил Зигмунд Фрейд, оно является одним из важных открытий в психоанализе и одним из ключевых его понятий.

В жизни вытеснение понимается как спонтанное забывание какой-либо информации, которая с рациональной точки зрения кажется неважной, но имеет ценный психологический смысл. Забывание затрагивает не только отдельные моменты, например, даты, имена, лица, но и распространяется на события и длительные временные периоды.

Замечание 1

В широком смысле вытеснение считается базовым и универсальным психическим процессом, поскольку именно он лежит в основе формирования отдельной области психики – бессознательного.

На протяжении всей жизни те импульсы и влечения, которые вытесняются из сознания и перестают осознаваться, влияют на формирование характера личности, ее эмоциональные реакции и переживания.

Вытеснение является элементарной защитой собственного «Я». В самом начале жизни психика каждого человека начинает использовать вытеснение, по мере взросления она возвращается к этой защите в такие моменты, когда более гибкие и сложные способы защит оказываются недоступны или не срабатывают вовсе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Указанный защитный механизм становится базовым способом реагирования на внутренние конфликты. Это приводит к развитию измененного или диссоциативного (в этом случае вытеснение может охватывать всю личность в целом) типа личности.

Если объем и количество вытесненного материала оказывается для личности разрушительным и вызывает патологические изменения, то вытесняются и значительные участки воспоминаний длительных периодов времени. Например, масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом насилии в детском возрасте.

В результате развивается посттравматическое расстройство личности.

Для использования вытеснения по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, а также обладать чувством целостности собственного «Я».

Примером вытеснения у здорового человека может выступать временное забывание в беседе имени человека, к которому есть приятные, неприятные или непозволительные чувства. В психике детей обычно вытеснению подвергаются агрессивные фантазии по отношению к родителям.

Таким образом, репрессии (вытеснению) часто подвергаются элементы эмоциональной жизни, вступающие в конфликт с другими: ненависть, желание навредить и, а также противоречащие морально-этическим нормам желания т.п.

[attention type=yellow]
Психоаналитики выяснили, что мысль о чем-либо, будучи вытесненной в бессознательные образы и идеи продолжает активную деятельность внутри психики, пытаясь вернуться в сознание.
[/attention]

В итоге получается динамический процесс, который расходует силы человека на выполнение неразрешимой задачи.

Человек не избавляется от желаний полностью, вытеснив их, а лишь нагружает мозг работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Возникновение проблем

Вытеснение становится помехой для полноценного функционирования психики в таких случаях:

  • Защитный механизм недостаточно хорошо удерживает беспокоящие мысли, чувства и эмоции от сознания.
  • Вытеснение становится преградой для нового опыта, не позволяет человеку жить полной жизнью.
  • Наиболее эта проблема характерна для истерических личностей, она влечет за собой трудности в межличностных отношениях и социальной жизни.

Непосредственно механизм вытеснения связан с чувством тревоги. Тревога может сама вызывать импульс к вытеснению для того, чтобы избавиться от фактора тревоги. Однако, следует отметить, вытесненная информация провоцирует у человека чувство неясной, невыраженной тревоги.

Как работает механизм

Психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся процесса вытеснения в разных его проявлениях. В психоанализе рассматриваются 3 этапа этого процесса:

  1. На этапе первичного вытеснения из сознания устраняются элементы, первоначально связанные с влечением. Из вытесненного создается бессознательное «ядро вытеснения», притягивающее другие элементы психики, которые необходимо вытеснять.
  2. Вытеснение как процесс устранения из сознания образов и представлений. Также этот процесс вызывает возникновение тенденции к возращению уже вытесненной информации.
  3. Этап возврата вытесненного – процесс, проявляющийся в виде тревожных симптомов, снов, ошибочных действий.

Замечание 2

Этапы механизма вытеснения характеризуют защиту в широком смысле. Следует отметить, что 2 этап является динамическим процессом, а следующий за ним 3 этап не сменяет его, а присоединяется к процессу.

Возврат вытесненной информации

Отметим, что возвратом называется процесс, при котором элементам, которые были вытеснены, вновь удается проявиться в сознании. Конкретные представления меняют форму, искажаются под воздействием механизма вытеснения и проявляются в состояниях, меньше всего находящихся под контролем разума.

Отметим, по сигналам, которые подают нашему разуму эмоциональные образы из сновидений, человек может распознать то или иное содержание, которое было когда-либо вытеснено.

Следует обращать внимание на сновидения, вызывающие сильную эмоциональную реакция, например, эйфорию, тревогу, страх и т.п. Важно стараться понимать эмоциональный смысл образов, поначалу кажущихся бессмысленными.

Возврат вытесненного материала является неравномерным процессом. Он провоцируется ослабеванием защит, усилением влечения в измененном состоянии сознания или процессе психотерапии.

Часто возврат представлений, которые окончательно не удалось вытеснить из сознания, сопровождается болезненными переживаниями. Так выражается еще один механизм защиты – сопротивление, он проявляется в чувстве вины, стыде, ненависти, отвращении.

Такие чувства могут быть интенсивными и способны вызвать внутренний конфликт, став причиной развития невроза, психического заболевания.

Задачей психотерапии является возвращение в сознание неудачно вытесненной информации и развитие новых способов обращения с чувствами, мыслями, влечениями, которые помогут человеку стать психически устойчивым и уравновешенным.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_zaschity_i_zaschitnye_mehanizmy_v_psihologii/zaschitnyy_mehanizm_vytesnenie/

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

Вытеснение в науке психологии как метод психологической защиты

Термин “вытеснение” появился благодаря немецкому учёному Иоганну Гербарту в начале 20-го века. Он утверждал, что противоречащие идеи постоянно конфликтуют.

Победившие желания и идеи вытесняют побеждённые, но и побеждённые пусть и слабо, но все же влияют на личность.

По мере развития психологии вытеснение как защитный механизм стало широко использоваться в психоанализе, основоположником которого стал З. Фрейд.

Это может быть защита от негативных проявлений окружающего мира, воздействующих на личность и несущих психотравмирующий фактор. Это процесс, при котором происходит непроизвольное перемещение в бессознательное неприятных для человека мыслей, воспоминаний, образов, чувств и побуждений.

Вытеснение – самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации.

Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом.

Такие игры разума в жизни каждого человека происходят постоянно, так как механизм вытеснения носит также и адаптивный характер.

Вытеснение утраты

Представим ребёнка, потерявшего любимую игрушку, ему очень горестно и родители безуспешно успокаивают его. Затем бабушка говорит, что игрушка пропала не навсегда и обязательно найдётся.

Тогда малыш успокаивается, мысль о безнадёжной утрате меняется на оптимистичное настроение и совсем скоро ребёнок забывает о старой игрушке.

Если бы не происходил процесс вытеснения, тогда многие люди пребывали в жуткой депрессии по поводу своих проступков, потерь и несбывшихся желаний, не найдя в себе силы принять реальность.

Исследованием феномена вытеснения занимались многие учёные. Но наиболее детально и глубоко данную тему развил Зигмунд Фрейд, который работал с пациентами, страдающими неврозами.

Основополагающей гипотезой явилось то, что если перевести бессознательное в сознательное и выяснить то самое вытесненное (влечение, мысли, желания, информацию), порождающее симптом, то симптом исчезнет.

Фрейд рассматривал вытеснение как попытку непринятия реалии события, беспокоящее личность. Как результат искажение действительности, подмена событий или их полное отрицание.

Парадоксально то, что вытеснению для поддержания требуются от сознания человека огромные энергетические затраты. Поэтому невротические личности часто испытывают вялость, упадок сил, эмоциональную истощённость, часто и долго болеют.

Именно с механизмом вытеснения З. Фрейд связывал симптомы истерии, фригидность, импотенцию и психосоматические заболевания. Учёный отмечал, что чаще данный механизм наблюдается у инфантильных личностей с истерическими чертами и у детей. Фрейд выделял два вида вытеснения

  • первичное вытеснение (предотвращение первоначального инстинктивного импульса)
  • вторичное, при котором скрытое проявление импульса удерживается в подсознании

Вытеснение наряду с другими механизмами защиты личности является неким регулятором психического гомеостаза. Если он по каким-то причинам отсутствуют или не в полной мере развит, например, у людей с психопатическими реакциями, то появляется вероятность дезинтеграции личности.

Вытеснение как механизм защиты приводит не только к искажению собственных мотивов и проявлений, но и к избирательному подходу в социальной сфере отдельных людей.

Вытеснение истинных мотивов

Рассмотрим простой пример. Молодая женщина учится в институте и параллельно имеет хобби, требующее много времени. В связи с этим ей не удаётся обеспечить должный комфорт для мужа и ребёнка.

Из-за этого по версии супруги муж иногда приходит домой под утро и часто раздражителен и груб по отношению к ней.

Тем не менее женщина пытается исправиться и создать идиллию в отношениях и называет мужа “любимый, любящий меня”.

Позитивная Я-концепция в этом варианте испытывает двойной удар. В реалии женщина обижена и одинока, но её сознание не оставляет радужной иллюзии о прекрасной и дружной семье.

Сильнее обиды и тоски для неё было бы осознание, что она не любима. Необходимость с нуля отстраивать реальность и пугает Эго. Поэтому женщина игнорирует дурные и тревожные мысли, но устранить тревогу совсем не получается.

И теперь все зависит от того, как долго сознание будет лелеять очевидный самообман.

С данной семьёй работал психолог, который выделил этапы развития кризиса. Изначально у супруги развилась тревога за жизнь мужа, вследствие этого зародилось неизбежное чувство гибели любимого человека.

Женщина искренне переживала и считала, что только смертельный исход может разрушить семью. Она периодически проигрывала в голове эпизоды ДТП с участием супруга.

Специально для того, чтобы уберечь мужа в пути были придуманы различные тайные ритуалы и изобретения.

Иногда женщина чувствовала запах женских духов от рубашки мужа и шутила по этому поводу. Она ни на секунду не представляла всерьёз возможность измены. В один день случилось так — муж обманул, сказав, что задержался на работе, но его там на самом деле не было.

Женщина узнала об этом, мысль об аварии не посетила её, но и мысли об измене не было. Её охватила сильная тревога и когда муж пришёл – потребовала все рассказать. Его ответ был неожиданным и ошеломительным, как оказалось, мужчина все время изменял.

Это стало настоящим ударом, так как настало время строить свою жизнь заново.

Наступил “момент истины”, сокрушивший долгое и мучительное вытеснение, но при этом исцелилась душа, так как сознание прояснилось и реальная картина мира для конкретных людей прояснилась.

Вытеснению подвергаются многие факты из личной жизни:

  • не красящие человека поступки;
  • некоторые стремления;
  • желания;
  • отрицательные акцентуации характера;
  • враждебность к собственным друзьям и близким;
  • Эдипов комплекс.

Невротические личности этого совсем не осознают и не замечают своих отрицательных черт — обидчивость, гнев, ирония и прочее. Они не видят в этом чего-либо плохого, относясь к ним как к нормальным проявлениям, не требующим изменения и даже достойными гордости.

Методы устранения вытеснения

Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо всеми путями пытаться осмыслить вытесненное, преобразовав в сознательное. Одним из методов, используемых в психологии, является написание автобиографии.

Детальное описание прошедшего — отличный способ вспомнить и осознать все вытесненное для того, чтобы переосмыслить, заново пережить и сделать так, чтобы гнетущее прошлое не мешало жить полноценным настоящим. Для начала следует пережить все потери, гибель близких людей.

Нужно наладить отношения с близкими, осознать истинную причину своей враждебности. Реализовать стремление властвовать реальным ростом вместо того, чтобы тиранить домочадцев.

Главной задачей в борьбе с вытеснением является осознание того самого вытесненного посредством психоаналитических процедур, применяемых в психологии. Но также важна и профилактика возникновения этого механизма — бдительность. Для этого можно вести дневник, отмечая в нём своё мнение на текущие событие или дискуссию.

Чем сильнее позиция взрослого, тем меньше проникнет в наше бессознательное, следовательно, больше останется в сознательном. Из-за этого так много вытеснений происходит именно в детстве, так как в детском возрасте взрослой позиции по определению быть не может.

Чем сильнее духом человек, тем больше он способен осмыслить и переварить, даже если информация весьма болезненна. Если человек часто обижается, но при этом пытается придать себе равнодушный вид, то происходит вытеснение обиды. Это, в свою очередь, приводит к торможению личностного роста или вовсе блокирует его.

Если человек обиделся, но обида присутствует в сознании, то простить её получится легче и быстрее.

Определить, вытеснена обида или нет, очень просто. Если при вспоминании человека приходит мысль, что общаться с ним нет желания, или захлёстывает волна негатива по отношению к нему (без конкретного повода), следовательно, обида вытеснена. В этом случае нужно взять листок и ручку и вспомнить все эпизоды в жизни, связанные с этим человеком.

Этот метод обязательно даст результат и причина вытесненной обиды наверняка найдётся. Теперь необходимо искренне простить человека и отпустить обиду, пусть это и не всегда легко. Если при воспоминании о конкретной личности появляются положительные эмоции или полное отсутствие эмоций, то вытесненных обид нет.

В психологии такой процесс называется рефлексией.

Механизм вытеснения также не лучшим образом влияет на память. Личности, у которых много вытесненного, крайне забывчивы и имеют проблемы с памятью.

Бороться с механизмом вытеснение можно и нужно. Для этого потребуются изрядные эмоциональные резервы, так как придётся заново переживать не самые лучшие моменты своей жизни. Но только после этого человек сможет освободиться от иллюзий и идти своей дорогой.

Психология как наука непрерывно развивается, помогая человечеству лучше понять и принять себя. Тема защитных механизмов и вытеснения достаточно хорошо изучена. Но учёные продолжают свои исследования и эксперименты, расширяя горизонты знаний.

Источник: https://psiho.guru/terminy/vytesnenie-v-sfere-psihologii-chto-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.