Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Содержание

Влияние стресса на развитие мозга ребенка

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение
Расскажите об этой статье в социальных сетях

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия.

 Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс.

 Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности.

 Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей.

 Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья.

 Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса.

 Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия.

 Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка.

 Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья.

 Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Источник: https://poznanie-mira.ru/vliyanie-stressa-na-razvitie-mozga-rebenka/

Стресс у ребенка: как влияет, что делать, симптомы, причины, лечение, таблетки

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Стадии

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

▼СОВЕТУЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ▼

Источник: https://LechenieDetej.ru/psixologiya/stress.html

Стресс у детей. Причины, симптомы и лечение

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения.

Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе.

Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую.

В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу.

У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина.

Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара).

Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии.

Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни.

В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции.

Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным.

У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма.

Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации.

В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета.

Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров.

В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка.

Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого.

В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам.

Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями.

Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.

Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости.

Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма.

Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен.

Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит).

Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция.

Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти.

Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы.

Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать.

Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка.

Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите  на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых.

Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год.

Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/detskaja-nevrologija/666-stress-u-detej.html

Детский стресс — как влияет на ребенка и чем могут помочь взрослые?

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Стресс у детей — широко распространенное явление, не только затрагивающее психику ребенка, но и влияющее на физическое здоровье и функционирование всех систем и органов. Это состояние появляется в моменты резкого изменения окружающей обстановки, психоэмоционального окружения, после резких изменений в сформировавшейся жизни.

Причины и симптомы стресса у подростков и детей дошкольного возраста

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

Лечение стресса у детей

При появлении симптомов стресса рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

В первую очередь врачи рекомендуют, если есть возможность, устранить причину эмоционального напряжения у ребенка. Во всех случаях такая психологическая защита дает хорошие, а часто и быстрые результаты.

Для нормализации психического состояния прописываются различные препараты успокаивающего действия: настойка валерианы или пустырника. Для улучшения обменных процессов в головном мозге назначают ноотропные препараты.

Детский стресс эффективно лечится с помощью массажа шеи и плеч, хвойных ванн и ванн с морской солью, а также с помощью электросонтерапии.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

При решении вопроса о том, как снять стресс у ребенка в домашних условиях, родителям рекомендуется обратить внимание на гигиену сна, здоровое питание, регулярные физические упражнения, прием витаминно-минеральных комплексов.

Регулярная физическая нагрузка по утрам и в течение дня снимает нервное и психическое напряжение, укрепляет нервную систему. Достаточно заниматься 30-40 минут 3-6 раз в неделю. Важно избегать тренировок на голодный желудок (за исключением легкой разминки) и по прошествии 1,5 часа после последнего приема пищи.

В вопросах питания важно наладить полноценное обеспечение детского организма достаточным количеством витаминов и минералов.

У детей, часто подверженных нервным расстройствам, в организме не хватает магния. Нехватка магния, независимо от раздражителей, резко усиливает депрессивные состояния, перевозбуждает нервную систему.

Для восполнения магния рекомендуется употреблять продукты с повышенным содержанием витамина В6, способствующего усвоению этого микроэлемента. Также рекомендуется снизить содержание поваренной соли в пище, так как соль снижает содержание магния в продуктах питания. Поваренную соль при желании можно заменить морской.

Настоятельно рекомендуется ввести в рацион ребенка витаминно-минеральные комплексы, содержащие магний и витамин В6. Это особенно важно в холодное время года, когда наблюдается сезонное снижение содержания магния в детском организме.

Последствия влияния стресса на организм подростка и дошкольников

Подростковый стресс негативно сказывается на состоянии нервной системы и влияет на общее здоровье ребенка, вызывает развитие нарушений сна, бессонницы, приводит к нервным расстройствам. Во взрослой жизни это может вызвать нарушения в развитии речи, заболевания кожи, сердечно-сосудистые болезни.

Уважаемые читатели! Мы настоятельно рекомендуем перед приёмом препаратов или самолечением обязательно обращаться за консультацией к врачу. Имеются противопоказания.

Источник: https://eustress.ru/stress/stress-u-detej

6 распространенных причин возникновения стресса у подростков | Психологический центр «ТОЧКА»

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Все подростки сталкиваются со стрессом в том или ином виде, но многие переживают стресс такого уровня, что его можно сопоставить со стрессом взрослого человека. Обращаете ли вы внимание на то, оказывается ли ваш ребенок в ситуациях, которые могут повысить уровень стресса?

В соответствии с данными исследования, проводимого Американской Психологической Ассоциацией Стресса в Америке, уровень стресса у подростков примерно совпадает с уровнем стресса у взрослых.

При этом, результаты этого исследования показывают, что подростки не только с трудом определяют, что их уровень стресса выше нормы, но также они недооценивают воздействие стресса на их собственное психическое и физическое здоровье.

Немного о стрессе в подростковом возрасте в цифрах:

  • В подростковом возрасте к самым распространённым источникам стресса относят: 1) школу (83%), 2) поступление в престижный ВУЗ или сам процесс выбора, чем заниматься после школы (69%) и 3) финансовую ситуацию в семье (65%);
  • Многие тинейджеры жалуются на бессонницу (35%), переедание или употребление нездоровых продуктов (26%), пропуск приемов пищи (23%) из-за стресса в течение месяца;
  • 40% подростков отмечают чувство раздражения или злости, 35% жалуются на чувство тревоги или нервозности, 36% говорят о состоянии усталости, 31% отмечает состояние перегруженности из-за стресса за последний месяц;
  • Больше четверти подростков говорят, что избегают общения или резко сокращают часы времяпрепровождения с одноклассниками и друзьями в связи с накопившимся за месяц стрессом. 51% тинейджеров говорит, что они чувствуют некое напряжение от стресса по крайней мере раз в месяц;
  • Подростки отмечают, что в течение академического года средний уровень их стресса достигает значения в 5,8 по 10-бальной шкале, по сравнению с показателем 4,6 в летний период.

Признаки стресса у подростков

Все подростки сталкиваются со стрессом, более того, нормально ощущать незначительный стресс, это естественно. Однако многие ребята переживают сильный стресс, который негативно сказывается на учёбе, отношениях и других сферах их жизни. Стресс может проявляться по-разному, иногда его последствия можно спутать с типичным подростковым поведением.

Очень важно знать, на что обращать внимание, когда мы говорим о стрессе в подростковом возрасте:

эмоциональные «качели»: ребенок может казаться возбужденным, взволнованным, и/или подавленным. Обращайте внимание на подобные перемены настроения.

телесные изменения: будучи в стрессе подростки склонны чаще заболевать, жаловаться на головные и зубные боли, аномальные боли и дискомфорт.
изменения в привычках: обратите внимание на смену пищевых привычек пищи и режима сна, поведенческие изменения в повседневной деятельности.

когнитивные (умственные) изменения: вы можете отметить ухудшение концентрации внимания, забывчивость и/или невнимательность.

Распространенные причины стресса у подростка

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса.

Лучший способ понять как ваш подросток переживает стресс и в чём причина этого стресса – установить открытые отношения и начать доверительный диалог с ребенком.

Родителю важно дать понять подростку, что стресс – это нормально, и взрослый может также поделиться способами совладания со стрессом.

Стресс от учебы

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса.

Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний.

В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков.

Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки.

Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка. Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях.

Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Источник: http://tochka-centr.ru/2021/08/19/6-prichin-stressa-u-podrostkov/

Детский стресс — как влияет на ребенка и чем могут помочь взрослые? Как лечить стресс у ребенка

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Основными причинами стресса у детей являются различные проблемы социального характера:

  • переезд семьи на новое место жительства;
  • развод родителей и разлука с одним из близких людей;
  • увлечение просмотром телевизора и видеоиграми агрессивного характера;
  • стрессы у родителей, особенно у матери;
  • шокирующие для ребенка события в жизни;
  • проблемы, связанные с посещением яслей и детского сада.

Первые месяцы посещения ребенком детского сада приводят к длительному нервному перенапряжению для него. Необходимость в ежедневном расставании с мамой, перемены в питании и распорядке дня, новая окружающая обстановка и люди — все эти факторы формируют стресс у ребенка после садика.

Особенности проявления и признаки стресса у ребенка выражаются в следующем:

  1. Повышенное нервное напряжение, сопровождающееся высоким уровнем бодрствования и повышенным контролем.
  2. Повышенная суетливость, постоянные опасения и беспокойства из-за мелочей.
  3. Взвинченность на грани нервных срывов.
  4. Постоянные тревоги, страхи, эмоциональная нестабильность.
  5. Нарушения сна: трудности с засыпанием, прерывистый сон.
  6. Дефицит внимания, проблемы с памятью.
  7. Повышенная утомляемость.
  8. Мышечные напряжения, в отдельных случаях сопровождающиеся болями.

Длительные неврозы, особенно хронического характера, в юном возрасте приводят к развитию тяжелых хронических заболеваний, риск возникновения проблем с сердцем возрастает вчетверо.

Методы лечения стресса у ребенка

Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния. В большинстве случаев это дает хотя и не мгновенные, но положительные результаты.

Бороться с положительным стрессом нет смысла, так как организм прекрасно справляется сам.Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Причины подобных проблем у детей

Источник: https://alkomir.net/detskij-stress-kak-vliyaet-na-rebenka-i-chem-mogut-pomoch-vzroslye-kak-lechit-stress-u-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.