Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

Содержание

Коррекция страхов у подростков: упражнения, работа с фобиями

Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

Подростковые страхи могут развиваться из-за неправильного поведения взрослых (опекунов, педагогов), детских невылеченных фобий и социальных конфликтов, возникших со сверстниками.

До момента поступления в учебное заведение – школу или гимназию, ребенок воспринимает мир наглядно-действенным методом, позже наглядно-образным. С поступлением в школу дети начинают осваивать теоретический метод восприятия мира.

Существует такой тип восприятия в двух формах: образной и понятийной.

Страхи у подростков: как помочь справиться

Возрастная модификация фобий

Страхи и фобии ребенка могут возникать на ровном месте, потому как он живет в своем вымышленном мире, в котором существуют сказочные персонажи, все остальное он пытается освоить при помощи осязания, обоняния, зрения и слуха. Позже, при поступлении в школу, на первое место выходят социальные страхи подростков:

  • опоздание на занятия;
  • страх самовыражения;
  • боязнь потерять родителей;
  • боязнь войны;
  • собственной смерти;
  • природных катаклизмов.

Чем старше становится ребенок, тем сильнее социальный страх.

Часто виной этому школьный учитель, занижающий оценки и унижающий ребенка при всем классе, указывая на его недостатки. Кстати, неправильный педагогический подход к порицанию часто становится причиной буллинга среди подростков. Детский буллинг – это унижение одного человека группой других людей.

Ребенок боится отвечать у доски

Социальный страх может выражаться в различных формах. Некоторые начинают проявлять свой протест, а кто-то полностью замыкается. В рудиментарной форме страхи у подростков начинают проявлять себя после 12–14 лет. Уже в юношеском возрасте можно наблюдать все симптомы постстрессового синдрома, которые мало чем отличаются от таковых у взрослых.

Влияние на становление личности

Во многом появление неврозов в детском возрасте спровоцировано тяжелыми родами и нервозностью матери в период вынашивания.

Состояние женщины при беременности оказывает самое большое влияние на формирование нервной системы у ребенка. Но все это лишь определяет возможность появления невроза у ребенка.

В дальнейшем влияние на формирование личности оказывает общество, в котором ребенок проводит большую часть своего времени, то есть класс и друзья.

Отношения в семейном кругу влияют на становление личности, но далеко не редкость случаи, когда в совершенно нормальной семье ребенок убивает себя или же становится наркоманом.

Дети более боязливы, если главную роль в семье играет мать.

В старшем возрасте большинство школьников из семей, в которых постоянно происходят конфликты, проявляют агрессию по отношению к другим, ведут себя вызывающе, пытаясь доказать свое превосходство и добиться внимания к своей персоне.

Появлению страхов может послужить физическое и эмоциональное перенапряжение.

Избыток информации, отсутствие навыков правильно распределять свою деятельность – все это способствует рассеиванию внимания и формирует стойкое депрессивное состояние, хроническую усталость, характерную для взрослого человека.

Симптомы расстройства

При постоянном давлении со стороны окружающих стрессоров у подростков начинают проявляться симптомы нервного расстройства:

  • нарушения сна;
  • отсутствие аппетита;
  • ухудшение состояния физического здоровья;
  • слабость;
  • повышение температуры до 37–37,4 без наличия инфекции;
  • апатичность;
  • страх отвечать у доски, проявлять себя;
  • боязнь быть высмеянным;
  • нарушения речи.

Методы борьбы с боязнями

Коррекция боязни подростков включает в себя определенные мероприятия.

  1. Арт-терапию.
  2. Упражнения по коррекции поведения и адаптации к стрессорам.
  3. Обучение релаксации.
  4. Прием седативных препаратов по необходимости.
  5. Витаминотерапия.
  6. Работа с педагогами и родителями.

Арт-терапия для детей и подростков

Диагностика

Коррекция начинается с диагностики страхов. Для начала детям предлагают нарисовать картину, выбрав любые цвета карандашей. Страхи у подростков психология позволяет выявить посредством рассмотрения цветовой палитры рисунка.

  1. При использовании от 1 до 3 цветов можно говорить о наличии астении, депрессивного состояния, усталости.
  2. Преобладание сине-зеленых тонов говорит о тревожности.
  3. Красный означает агрессию.
  4. Черный – депрессия.
  5. Серый – отсутствие положительных эмоций в жизни.

При нормальном психомоторном и эмоциональном развитии ребенок 12 –14 лет выбирает 5–6 цветов. Внимание акцентируется на преобладающих тонах. Сине-зеленые – это состояние нервной системы человека.

Раскрашенный в таких тонах рисунок говорит о грусти, боязни совершить ошибку, о человеке, который не может правильно воспринимать критику и придает большое значение своему престижу. Темные оттенки предпочитают скромные подростки.

Преобладающее количество коричневого цвета говорит о чувстве дискомфорта, черный — об упадническом настрое, негативных эмоциях.

Принципы работы в группе

К. Савицкая разработала специальные групповые занятия по психокоррекции поведения у подростков, которые включают такие цели:

  • принятие себя, как личности и осознание положения в обществе;
  • формирование желания расти над собой;
  • обучение навыкам общения;
  • обучение навыкам модификации собственного поведения в стрессовой ситуации.

Эффективные методики

Первым упражнением начального этапа является игра «Кому первому удастся дотянуться до предмета». Группа участников делится на 2 команды. На определенном расстоянии лежит предмет. Цепочка команды строится от двери, закрепляется на ручке.

Расстояние до предмета превышает длину человеческой цепочки, поэтому участникам нужно найти способы взаимодействия между собой, чтобы дотянуться до него. Необходимо использовать скрепление цепочки посредством обеспечения поддержки за вытянутую руку, ногу или волосы.

Упражнение развивает коммуникативные и организаторские способности у детей, помогает избавиться от страха общения, застенчивости, боязни показаться смешным.

На 5–6 занятии группе предлагается игра «Разговор в кругу». Упражнение разработано специально для детей с агрессивной линией поведения. Основано на рассказе каждого участника о себе неких подробностей, которые вызывают у него раздражение.

Специалист ведет записи и следит за тем, чтобы дети не порицали друг друга, а выслушивали и понимали, что существует множество ситуаций, которые могут спровоцировать сильный гнев.

Важно, чтобы участники научились правильно выражать свои эмоции не через драку или ругань, а посредством размышления и нахождения компромиссного решения.

10–11 занятие можно назвать практикумом по проработке ситуаций из банка стрессовых событий, которые были оговорены в «Кругу». Группа вновь делится на 2 команды. Каждой из них дается задание показать сценку на тему: «инцидент в магазине или общественном транспорте». В сценке должна присутствовать фраза: «Я разумный человек и не буду опускаться до вашего уровня», «Мое терпение может лопнуть».

Игра «Разговор в кругу»

Заключительный этап занятий

Работа со страхами заканчивается игрой «Пункт проката решений». Участники образуют круг и разбирают по очереди ситуации друг друга. Останутся дети, которые не смогут решить одну ситуацию без агрессии. Он моделирует эту ситуацию, а остальные участники помогают найти решение проблемы мирным путем.

Главным критерием успешного прохождения курса является установление теплых, доверительных отношений среди участников. Кроме того, такое поведение участников должно сохраняться не только в группе, но и дома, в школе и общественных местах.

Работа в группе не сводится к тому, что ребенок может проявить себя только в командной работе, надеясь на помощь остальных, он должен проявить свои качества по максимуму, не бояться открыть себя и свои способности перед другими.

Работа в команде только помогает нормально, адекватно воспринимать критику при принятии неверного решения и обучению навыкам общения, взаимодействия, коммуникации.

Завершающий этап предполагает максимальное перенесение полученных навыков в реальную жизнь.

Работа с наркозависимыми подростками

Упражнения в группе для коррекции страхов наркотически зависимых подростков в школьных практиках встречаются довольно редко. Однако, необходимость этой работы в центрах несоизмерима.

В таких группах в основном используется обсуждение поведения, ощущений, причин и стремлений участников. Одной из составных частей является обсуждение восстановления нормального общения с близкими людьми и социумом.

Человек должен понять, как подать себя, когда он вернется в класс и научиться отказываться от предложенной дозы.

При установлении доверительной атмосферы, можно переходить к игре, олицетворяющей давление со стороны «Плохая компания». Это упражнение помогает понять, почему человек не может отказать «другу» и почувствовать себя более уверенным в себе.

Далее проводится обсуждение свойств и специфики воздействия на организм самого вещества с приведением наглядного материала, видео и прочего. Главное — мотивировать членов группы развиваться. Нужна комплексная работа всех окружающих, включая родственников.

В таких группах проигрываются ситуации отношения с родителями, когда одни участники играют самих себя, а другие занимают позицию их родителей.

Подростки пытаются найти компромиссное решение о прогулках и времени возвращения домой.

После обыгрывания сюжета, детям предлагается найти ответ на вопрос: «Почему родители так себя ведут, что их мотивирует не отпускать детей поздно на улицу, обыскивать сумки, карманы и прочее».

Релаксационные методики и аутотренинг

Релаксационные методики актуальны для лечения страхов у подростков с любыми расстройствами. Аутотренинговые занятия также проводятся в группах. В одном из них всех участников рассаживают на стулья и просят расслабиться, закрыв глаза, представить место, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Тренер по релаксации может выполнять упражнение вместе с группой, растворяясь в ней. Прохаживаясь между рядами, он спрашивает участников о месте, где они находятся и об их ощущениях. На основе этих наблюдений можно составить картину душевного состояния подростка и эффективности практик.

Дыхательные упражнения помогают научиться быстро восстанавливать свое эмоциональное состояние в момент стресса.

Когда подростки сидят на стульях и спокойно дышат, специалист предлагает им сосредоточиться только на дыхании, мысленно нарисовать амплитуду своего дыхания в спокойном состоянии.

Каждый раз, попадая в патовую ситуацию, дети смогут воспользоваться полученными знаниями и привести себя в чувства.

Чтобы избавиться от чувства раздражительности и агрессии, участникам предлагается упражнение «Крик». Каждый ребенок должен постараться закричать, что есть сил, но так, чтобы никто не слышал. При попытках кричать, не нужно напрягать ые связки, мнимый звук должен идти из легких. Продолжать упражнение нужно до тех пор, пока не придет ощущение опустошенности.

Выводы

Страх в подростковом возрасте может носить различный характер. Его появление провоцирует множество самых различных причин. Главное, не упустить момент, когда детский организм просит о помощи. Диагностика и коррекция детских страхов на сегодняшний день является острой проблемой.

Источник: https://psyhoday.ru/strahi-fobii/korrekciya-strahov-u-podrostkov-uprazhneniya.html

Коррекция фобий и страхов подростков

Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

Страхи есть у каждого человека вне зависимости от возраста. Но наиболее подвержены им дети и подростки. Общественная жизнь, проблемы в семье и на учебе влияют на формирование личности. Поэтому вопрос о выявлении и лечении психического состояния девушек и юношей очень важен. Помочь в этом могут коррекция страхов у подростков и упражнения.

Подростковые фобии могут быть очень опасны

Фобии в юном возрасте опасны. Их развитие может привести к серьезным патологиям нервной системы в будущем. Поэтому знать особенности коррекции боязни должны не только сами подростки, но и их родители.

Особенности возникновения страхов у подростков

У любых страхов есть свои причины. Зародившиеся в подростковом возрасте фобии требуют отдельного внимания.

Дело в том, что период с 11 до 16 лет является периодом активного самовыражения ребенка, проявлением его социальной активности и формированием мировоззрения.

Важно понимать, что в подростковом возрасте человек меняет свои интересы, увлечения и начинает проявлять интерес к противоположному полу.

Собственные ошибки, неблагоприятное стечение обстоятельств, незаслуженная критика родителей и учителей могут оставить отпечаток на психике ребенка. Это влияет на самооценку личности и на социальные отношения.

Любые проблемы подросток воспринимает с тревогой, потому что ранее он не находился в условиях, требующих психологической адаптации. Психологи уверены, что именно так зарождаются страхи в возрасте 11–16 лет.

Основные причины страхов

Подростковые страхи имеют множество причин. Некоторые из них связаны с проблемами в учебных заведениях, плохими отношениями со сверстниками и педагогами. Другие же связаны с проблемами дома.

Психология объединяет все причины развития страхов в две группы – биологические и социальные. Биологические причины зависят от особенностей нервной системы в период физиологического развития.

Развитие страхов основано на эмоциональной гиперчувствительности, свойственной людям «переходного» возраста.

Социальные причины напрямую связаны с жизнью подростка в социальной группе. Чаще всего, боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д.

К тому же причинами развития фобии становятся страх за здоровье родителей или же переживания из-за их смерти. Психологи уверены, подростковые страхи имеют серьезные отличия от фобий взрослого. Причина тому — повышение риска социальных страхов.

Фобические расстройства диагностируются у детей редко.

Подростки очень подвержены влиянию социума

Природные фобии

Природные фобии часто зарождаются еще в раннем детстве, когда психика ребенка может пострадать от любого резкого звука, крика или неприятной информации. Проявление страхов в период с 11 до 16 лет может быть связано с различными факторами, которые вызывают у больного чувство незащищенности, тревоги и панической атаки. Чаще всего, подростков беспокоит:

  1. Страх смерти. Самый распространенный страх. К тому же связан он не с собственной смертью. Подростки больше переживают о том, что может что-то случиться с матерью и отцом. Выявить признаки такой боязни сложно, т. к. в этом возрасте молодые люди стараются скрыть свой страх, а не рассказывать о нем.
  2. Страх болезни. Чаще проявляется из-за имеющихся тяжелобольных родственников или же из-за их смерти.
  3. Страх темноты. Не менее распространенный страх, который может пройти с возрастом. Причины его могут крыться в просмотрах фильмов ужасов, в компьютерных играх и т. д.

В психологии отдельное место уделяется ночным страхам, которые также могут присутствовать в подростковом возрасте. Выражаются признаки такой боязни периодическими кошмарами, криками и возбужденным состоянием.

Фильмы ужасов стимулируют подростковые страхи

Социальные страхи

По мнению психологов, социальные страхи подростков чаще зарождаются из-за открытой агрессии окружающих.

Конфликтные ситуации, особенно неразрешенные, вызывают у подростков чувство тревоги и даже паники. Но это не единственная причина проявления страхов социального характера.

Жизнь в обществе имеет множество преимуществ и недостатков, правильно оценивать которые молодая личность еще не в состоянии.

Примером социальной боязни является публичное выступление. Ребенок испытывает стеснение, нервничает и не может сосредоточиться, когда стоит у доски перед своими одноклассниками. Он чувствует опасность, что любая его ошибка отразится:

  • на чувстве престижа;
  • на стремлении к авторитету среди сверстников;
  • на отношении учителя к самому подростку.

Даже если школьник знает учебный материал, навязчивый страх будет влиять на его способность проявить знания. Как результат, успеваемость ученика снизится.

Последствия плохой успеваемости могут отразиться на его отношениях с матерью и отцом. Их критика может быть незаслуженной, т. к. он или она отлично знают учебный материал. Но противостоять своим страхам школьник не в состоянии.

Социальные страхи также могут касаться общения между сверстниками. Застенчивые личности редко находят контакт с ними. Отчасти это может быть связано с пережитыми неудачами подобных ситуаций, неуверенностью в себе, неудовлетворенностью внешним видом и благополучием в семье. В подростковый период влияние могут оказать несчастливая «первая любовь», последующее расставание и стресс.

Когда нужно обращаться к врачу

Многие родители не склонны думать, что возбужденное состояние их детей, приступы тревоги и паники могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. Но это не так. Несмотря на скрытность многих подростков, важно научиться выявлять симптомы страхов, чтобы своевременно обратиться к врачу.

Психология включает в себя многочисленное количество методов выявления страхов и их коррекции. Но главная задача в поиске проблемы всегда лежит на плечах близких людей подростка – его родителей. Стоит задуматься о посещении врача, если подросток:

  • страдает от чрезмерной интенсивности проявления страхов;
  • чувствует себя плохо от воздействия страха;
  • испытывает неадекватную реакцию на предмет, к которому у него появилась боязнь.

По мнению психологов, с остальными проявлениями фобий подросток может справиться и самостоятельно (или с помощью близких). Чаще всего проявление тревоги и паники быстро проходит, если ребенок не будет держать в себе мучащие его проблемы. Родители должны помочь своему сыну или дочери проанализировать объекты страха и побороть их.

Посещение психолога поможет побороть страхи

Эффективные упражнения для снятия тревожности

Упражнения коррекции страхов могут проводиться не только в кабинете психотерапевта, но и дома. Знание о нескольких простых методиках борьбы с тревожностью помогут страдающему быстро преодолеть психологические трудности.

Работа над коррекцией страхов может производиться несколькими методами. Наиболее распространенные из них:

  • визуализация;
  • имплозия;
  • контактное взаимодействие.

Каждая из этих методик может помочь в диагностике и преодолении страхов. Работа с подростком может занять от нескольких дней до 2–3 месяцев (в зависимости от стадии тревожности).

Визуализация

Наиболее популярный метод коррекции – визуализация. Особенность этой методики в том, что она эффективна как с маленькими детьми, так и с подростками.

Психологи уверены, что при помощи простых карандашей и чистого листа можно значительно повлиять на психическое состояние пациента.

Поэтому важно, чтобы подросток визуализировал (нарисовал) свой страх, проанализировал его и высказал свое мнение родителям.

Еще психологи советуют комедийный способ изображения объекта страха. Такой метод позволит подростку относиться к своей проблеме менее остро.

Страхи лечатся эффективнее, если пациент во время терапии меняет свое отношение к ним, воспринимает их без проявления паники и тревожности.

Имплозия

Не менее популярная методика – имплозия. Для взрослых часто используется работа над постепенной адаптацией, когда важно соблюдать частые встречи с боязнью, чтобы к ним привыкнуть. С подростками иначе. Может потребоваться помощь родителей.

Если школьник боится отвечать у доски, ему придется это сделать. Но важно, чтобы рядом с ним были близкие люди, а не ровесники. Его рассказ должен быть направлен на признание собственных страхов.

Такие действия принесут положительный эффект в борьбе с тревожностью.

Контактное взаимодействие

Это упражнение применяется при страхах невротического происхождения. Задача контактного взаимодействия – снизить значимость фрустрации или тревоги.

Если подросток боится преподавателя, путь к коррекции страха лежит через контакт с ним. Учитель должен показать, что его не нужно бояться.

К тому же не менее важно, если он и сам приведет примеры собственных пережитых проявлений тревожности. Так происходят поиск и определение общих интересов.

Единственная проблема применения такого упражнения – это поиск самого объекта страха. Иными словами, приступать к коррекции тревожности придется только после того, как подросток признается родителям о своей боязни. Без признания школьника такие действия безрезультатны.

Советы родителям

Помощь родителей в преодолении их тревожности заключается не только в моральной поддержке своего ребенка, но и в подготовке его личности к социальной жизни.

Важно научить его определенной культуре поведения, взаимодействия с окружающими. Дело в том, что психология – наука разносторонняя, и ее «азы» должны знать все родители, которые хотят вырастить психически здорового ребенка.

Поэтому каждой матери и отцу важно воспользоваться такими советами психологов:

  1. Бороться с социальными страхами будет легче, если подросток научится контактировать взглядом с людьми. Родители должны чаще напоминать своим детям об этом, привлекая их к контакту дома. Ребенку будет легче находить контакт с людьми в будущем.
  2. Следует разъяснять различные варианты начала и окончания разговора. Систематические тренировки (даже в виде игры), с приветствием и прощанием, сделают ребенка более раскрепощенным.
  3. Следует создавать все условия для того, чтобы ребенок имел друзей. Любая ненавязчивая помощь будет полезной.

Психологи советуют также поменять отношение к детям.

Чаще всего, родители сильно требовательны к подросткам, стараются контролировать каждый их шаг или действие. Дело в том, что такая забота негативно действует на молодую психику.

Подросток может чувствовать себя неуверенно из-за отсутствия права голоса, права на собственное мнение и на личную жизнь.

Заключение

Упражнения коррекции страхов у подростков направлены на высвобождение всех эмоций, переживаемых молодыми людьми. Дело в том, что старшеклассники часто скрывают от близких свою боязнь. Особенно если страхи связаны с их положением в обществе.

Поэтому действовать должен не только страдающий от тревожности, но и его родители. Важно любым мирным способом выяснить страх ребенка, проанализировать его и по необходимости обратиться к врачу.

Кроме того, можно корректировать страхи и дома, используя метод визуализации.

Источник: https://urazuma.ru/strahi-fobii/korrekciya-strahov-u-podrostkov-uprazhneniya.html

Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов

Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

В подростковом возрасте человек начинает осознавать себя как личность, искать свое место в обществе, выстраивать отношения с окружающими, интересоваться противоположным полом. В организме происходят гормональные изменения – они влияют на восприятие мира. В это время у подростков возрастает тревога, возникают страхи.

Читайте в этой статье, чего боятся подростки, какие страхи в каком возрасте появляются, откуда они берутся и как родителям помочь своему ребенку с ними справиться.

Какие бывают виды подростковых страхов

У подростковых страхов разные причины и природа. Одни больше присущи девочкам, другие – мальчикам, третьи в равной степени проявляются у тех и других. Иногда их провоцирует сложная обстановка дома или в школе, неправильное поведение родителей.

Все страхи можно условно разделить на несколько видов:

  • Социальные – боязнь одиночества, наказания, ответственности, хулиганов, унижения.
  • Страх животных – собак, пауков, тараканов, змей.
  • Школьные – боязнь плохих одноклассников.
  • Физического ущерба – войны, смерти, катастроф.
  • Медицинские – боязнь врачей, уколов или заболеть неизлечимой болезнью.
  • Страх привидений – а также мистических явлений, роковых стечений обстоятельств.
  • Пространственный страх – воды, высоты, тишины.

Это лишь небольшая часть детских страхов, но и так понятно, насколько ранима психика подростка. Проблема в том, что любой страх при определенных условиях может перерасти в фобию и доставить впоследствии много неприятностей. Поэтому родителям необходимо знать о самых распространенных страхах, которые испытывают дети в возрасте от 11 до 16 лет.

13 подростковых страхов

Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография: Depositphotos

Каждому возрасту присущи свои страхи. Поговорим о причинах самых распространенных.

1. Страх «быть не тем»

У подростков с 11 до 16 лет появляется самооценка – чувство уверенности в себе и самоуважения. Они стремятся принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям, но ощущать себя при этом значимой личностью.

Если в семье непонимание и конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности, не уверен в себе и боится выглядеть неполноценным.

Вариант страха «быть не тем» — боязнь опоздать в школу, стать объектом насмешек одноклассников или критики учителей. Этот страх больше выражен у девочек – они раньше осознают социальную ответственность и более критично оценивают свое поведение.

2. Страх плохих оценок

Появляется в среднем школьном возрасте. Подросток боится получить плохую оценку, так как предвидит последствия своей неуспеваемости. Психологи не считают этот страх отрицательным – он стимулирует ребенка учить уроки, быть ответственным.

Однако в тяжелой форме этот страх парализует мысли. Частая ситуация, когда сильный ученик сдает посредственно или вообще заваливает экзамен.

3. Страх таинственного

В 11-13 лет подростки верят в таинственные явления, предсказания и суеверия – черных кошек, 13-е число, разные приметы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают страшные истории про зомби, вампиров, привидений, гибельные места.

Интересно, что таинственные явления не только пугают, но и притягивают. Психологи объясняют это жаждой приключений. А еще попыткой совладать со страхом – когда дети объединяются и уже не избегают, а, наоборот, готовы встретиться с ужасным лицом к лицу. Страх таинственного больше выражен у девочек.

4. Страх смерти

Страх смерти может проявляться в разном возрасте. 13-14-летние боятся внезапной смерти своей или родителей, а в 15-16 лет – мучительной смерти. Кроме того, старшие подростки осознают время.

Отношение к смерти зависит от традиций, воспитания, культуры. Но, как правило, здоровые подростки считают смерть чем-то абстрактным и не касающимся их лично. Дети с интеллектуальным недоразвитием испытывают ужас перед смертью.

5. Страх темноты

Подростки часто боятся темноты. Страх провоцируют разные причины:

  • Компьютерные игры.
  • Фильмы ужасов.
  • Ссоры с родителями и сверстниками.
  • Любовь без взаимности.

Эти факторы вызывают стресс у подростка и как следствие – боязнь темных помещений.

6. Страх не оправдать надежды родителей

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка в числе первых – по успеваемости, в соревнованиях. Хочет, чтобы его чадо было лучшим в классе. Когда эти надежды не оправдываются, детям достаются упреки «Не позорь меня!», «Нам стыдно за тебя», «Ты не можешь быть вторым – только первым!».

Завышенные ожидания формируют у детей страх родительского осуждения. Это приводит к разрушительным последствиям для психики: детские страхи перерастают в комплексы во взрослой жизни.

7. Боязнь быть отвергнутым

Когда подросток начинают активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями.

Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов – тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.

8. Страх ответа у доски

Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка.

Это разновидность страха публичных выступлений. Переживания возникают не на пустом месте, здесь играют роль:

  • Желание добиться признания в глазах одноклассников и родителей.
  • Усилия при подготовке.

В итоге ребенок волнуется, не может собраться с мыслями. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.

9. Боязнь общения со сверстниками

Страх общения – это тревожный сигнал. Родителям нужно обратить на это особое внимание. Ведь активно общаться со сверстниками – естественное поведение подростка. И если ребенок излишне застенчив, на это есть причины:

  • Неудачный опыт.
  • Неуверенность в себе.
  • Низкий материальный достаток в семье.

10. Страх быть объектом насмешек

В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес.

Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самоценность и самооценка падают.

11. Боязнь изоляции

Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты.

Для большинства современных детей это страшный кошмар – быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.

12. Страх перед ЕГЭ

Выпускные экзамены – самый ответственный момент для школьника. Но про ЕГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: и нежелание разочаровать родителей, и боязнь не реализоваться в жизни. И перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.

Масла в огонь подливают многие родители. Вместо того, чтобы настроить ребенка, что ЕГЭ – хоть и важный, но всего лишь очередной экзамен, они рисуют картины страшного будущего: окончишь школу со справкой, никуда не сможешь поступить!

13. Страх не стать успешным

Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Причиной тому – большое количество информации на тему успешного успеха. Интернет пестрит историями, мотивирующими призывами и формирует картину мира подростка.

Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.

Советы родителям, как снизить страх у подростка

Чего боятся подростки: 13 подростковых страхов
Фотография: Depositphotos

Страхи – неизменные спутники взросления, ведь подросток попадает в ситуации, которых раньше не было и испытывает незнакомые чувства. Задача родителей – быть рядом и помочь преодолеть этот период, чтобы страхи не переросли в фобии и неуверенность.

Вот несколько советов родителям.

  1. Если ребенок чего-то боится, попросите его нарисовать свой страх. Пусть он проанализирует его и расскажет о своем мнении. Этот метод подходит подросткам в любом возрасте.
  2. Разновидность первого способа – представить в комичном виде объект своего страха. Такой способ снимет остроту проблемы.
  3. Уважайте право подростка на собственное мнение, взгляды, выбор.
  4. Создайте ребенку все условия, чтобы у него были друзья и знакомые.
  5. Почаще хвалите, не оставляйте без внимания ни одно достижение – это поможет сформировать у подростка правильную самооценку и уверенность в своих силах.
  6. Научите ребенка контактировать взглядом – это поможет преодолевать социальные страхи и не бояться общения с людьми.

Подведем итог

Страхи – нормальная подростковая реакция на изменения, которые происходят в сознании и организме. Это сложный момент для ребенка.

От того, насколько благополучная обстановка в семье, зависит: пройдут эти страхи или останутся с человеком на всю жизнь в виде фобий, комплексов и низкой самооценки.

Поэтому родители должны обеспечить здоровую атмосферу в семье. Видеть в своем ребенке личность. С уважением относиться к его мнению и отслеживать любые страхи, чтобы вовремя подкорректировать, а при необходимости обратиться к специалисту.

Материал подготовила: Инна Клевачева
Фотография с обложки: Depositphotos

Чего боятся женщины: 13 женских страхов
Чего боятся мужчины: 13 мужских страхов
Эволюция страхов: Почему люди страдают от фобий
15 способов почувствовать себя счастливее
Как полюбить себя: 10 простых шагов

Источник: https://relife.blog/chego-boyatsya-podrostki/

Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

Страхи у подростков: почему ребенок боится смерти, как помочь справиться, все виды детских фобий, их диагностика, терапия, лечение у психолога

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой.

На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Какими бывают страхи у подростков?

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов.

Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям.

Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте.

Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах.

Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы.

Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями.

Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти.

А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой.

Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает.

Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота.

Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха — уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия.

Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби).

Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

У подростков с социофобией также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка — воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других.

Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться за помощью к специалисту. Он  подберет наиболее подходящий метод психологической коррекции фобии.

Источник: https://ProPanika.ru/strahi/kakie-byvayut-strahi-u-podrostkov-i-kak-s-nimi-borotsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.