Школьная дезадаптация

Содержание

Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки

Школьная дезадаптация

Школьная адаптация – сложный, системный и длительный процесс усвоения ребенком новой социальной ситуации, социального статуса, системы обязанностей и прав, системы социальных взаимоотношений. В результате этого вырабатываются новые формы и средства поведения, перестраиваются все системы организма.

При неподготовленности ребенка к школе, принудительном переходе от дошкольника к школьнику высоки риски дезадаптивного поведения: пассивный или активный протест, невротизация, самотизация. Подобные проявления требуют незамедлительного вмешательства психологов и оказания соответствующей помощи. 

Суть школьной дезадаптации

Школьная дезадаптация – состояние личности, выражающееся в неспособности принять новые условия и приспособиться к ним. Является следствием несоответствия социопсихологического статуса ребенка и психофизиологического. Это может быть вызвано рядом причин:

  • недостаточное развитие физического и функционального здоровья ребенка;
  • проблемы со здоровьем и психофизическими функциями ребенка;
  • недостатки семейного воспитания;
  • сложность и интенсивность образовательных программ.

Признаки

Дезадаптация оценивается по следующей таблице.

Уровень адаптацииХарактеристика ученика
НизкийОтрицательное или индифферентное отношение к школе; отсутствует интерес к учебе; нередко нарушает дисциплину, игнорирует задания, нуждается в направлении и контроле родителей и учителя; не имеет друзей, знает некоторых одноклассников по именам
СреднийПоложительно относится к школе; легко справляется с основным материалом; соблюдает дисциплину, выполняет поручения; дружит с одноклассниками
ВысокийПоложительно относится к школе; усваивает быстро и легко даже дополнительный материал; проявляет инициативу в классных делах; лидер класса

Уровни школьной адаптации (А. Л. Венгер)

Первые два уровня – признаки развитой и начинающейся дезадаптации соответственно.

Формы дезадаптации

Можно выделить 2 основные возможные формы дезадаптации в школе:

  • неадекватное поведение, граничащее с предневрологией, и утрата учебной мотивации;
  • болезненность, нарушение эмоционального, гормонального, поведенческого фона.

Вместе с этим принято выделять специфические и неспецифические проблемы адаптации.

  • К первым относится задержка моторики, речевого развития, зрительно-пространственного восприятия.
  • Ко вторым – повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость.

Из этого следует, что первая категория проблем – естественна и распространена в период школьной адаптации; проблемы второй части могут сигнализировать о личностных проблемах ребенка.

Как правило, проблемы возникают в комплексе или одни влекут за собой другие. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в познавательной, личностной, психической сфере ребенка или носить тотальный характер.

Риски школьной адаптации

Смена устоявшегося уклада жизни и режима дня для первоклассника является настоящим стрессом. В связи с этим можно выделить несколько рисков:

  • Нарушения развития (физического, психического и интеллектуального), проблемы со здоровьем.
  • Формирование заниженной самооценки, способной перерасти в комплекс неполноценности. В свою очередь это может спровоцировать задержку психического и интеллектуального развития, развитие асоциального типа личности.

На основе возможных рисков и проявлений дезадаптации можно выделить 3 категории проблем адаптации к школе:

  • отношения с педагогом (например, непонимание специфики роли учителя как последствия социальной депривации);
  • отношения с одноклассниками (например, проблема в налаживании контактов, неумение работать в коллективе как последствие чрезмерной родительской опеки);
  • отношения с самим собой (формирование заниженной или завышенной самооценки как следствие строгого или расслабленного стиля воспитания).

Как мы видим, многие из представленных характеристик базируются на личностных качествах ученика, темпераменте и характере: прилежность, трудолюбие, усидчивость, дружелюбие, активность, открытость и другое. Источником формирования этих черт является не столько наследственность, сколько семейное воспитание.

Причины дезадаптации

Согласно исследованиям Т. С. Копосовой, 30-48 % первоклассников страдают задержкой развития, что затрудняет адаптацию к школе. Первопричины данного явления кроются в детско-родительских отношениях.

  • Дети с задержкой психического или физического развития, как правило, лишены внимания, любви, заботы; с ними мало общаются, взаимодействуют.
  • То есть в возрасте до 7 лет дети не получали надлежащего ухода, удовлетворения потребностей.
  • При соответствующей коррекционной работе можно преодолеть задержки, дезадаптацию и добиться успеха в учебе.

Именно в период школьной адаптации детям важно понимающее и принимающее, теплое и поддерживающее отношение взрослых. Для успешной адаптации к школе важен:

  • учет родителями возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • понимание его возможностей и потребностей;
  • создание адекватной системы требований и ожиданий;
  • учет ближайшей зоны развития ребенка.

Как мы видим, перечисленные компоненты напрямую относятся к стилю семейного воспитания, поведению родителей, отношению к ребенку.

Можно выделить ряд возможных проблем с адаптацией, вызванных ошибками семейного воспитания (смотрите таблицу ниже).

ПроблемаПричина
Несфомированность навыков учебной деятельностиПедагогическая запущенность, недостаточное интеллектуальное развитие ребенка; отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей
Слабое развитие школьной мотивации; направленность на нешкольные виды деятельностиСтремление родителей «инфантилизировать» ребенка; психологическая неготовность ребенка, разрушение такой мотивации под воздействием неблагоприятных факторов семьи
Школьный невроз или «боязнь школы»Ребенку не позволяют выйти за границы семейной общности
Неумение приспособиться к темпу учебной жизниИгнорирование индивидуальных особенностей детей
Неуверенность ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудностиОграждение детей от трудностей и самостоятельности
Болезненность ребенка, увлеченность внешкольной жизнью (общение со сверстниками)Зависимость поведения родителей от оценок ребенка (ориентация на оценки)
Отказ ходить в школу, невротические и психосоматические реакцииДискредитация школы в глазах ребенка
Повышенная тревожность, боязливость, неадекватная реакция на стрессЗавышенные требования к ребенку, амбиции

Советский психиатр А. Е.

Личко выделил несколько типов разрушающего родительского поведения (стиля воспитания): гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность. Подобные стили не только не помогают ребенку справиться с трудностями адаптации, но и усугубляют их, создают новые. Соответственно, рекомендуется избегать таких отношений.

Источник: https://psychologist.tips/847-shkolnaya-dezadaptatsiya-chto-eto-prichiny-i-priznaki.html

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Школьная дезадаптация

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

Профилактика школьной дезадаптации

Комплексными в решении данной проблемы должны быть как методы коррекции, так и способы профилактики. На сегодняшний день предусматриваются различные меры для помощи ребенку с дезадаптацией.

Это компенсирующие классы, социальные тренинги, квалифицированные консультации для родителей, специальные методики коррекционного обучения, которым обучают школьных педагогов.

Адаптация к школьной среде – процесс стрессовый не только для ребенка, но и для родителей, для педагогов. Именно поэтому задача взрослых на этом этапе жизни ребенка — постараться ему помочь сообща.

Здесь все силы бросаются только на один важный результат – восстановить позитивное отношение ребенка к жизни, учителям и самой учебной деятельности.

С появлением позитивного мышления у школьника появится интерес к урокам, возможно, к творчеству и к окружающим. Когда будет ясно, что ребенок начал испытывать радость от школьной среды и учебного процесса, тогда и школа перестанет быть проблемой.

Источник: https://japsix.ru/shkolnaya-dezadaptatsiya-prichiny-proyavleniya-korrektsiya-profilaktika/

Социальная и школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация

Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.

Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.

В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.

Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.

Причины школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:

  • неподготовленность ребенка к условиям школы
  • недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
  • недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
  • неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
  • невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
  • низкий уровень познавательной деятельности

Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.

Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.

Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение.

Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.

Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.

Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.

Виды школьной дезадаптации

Ученые выделяют несколько критериев школьной дезадаптации:

  • неуспеваемость по школьным предметам, отсутствие знаний и необходимых для возраста навыков
  • негативное отношение к процессу обучения и к педагогам
  • периодическое неподдающееся корректировке поведенческое нарушение
  • дезадаптация связанная с нарушениями работы нервной системы
  • психосоциальная дезадаптация, которая выражается в индивидуальных особенностях ребенка
  • социальная дезадаптация (асоциальное поведение)

В педагогике выделяют пять основных типов школьной дезадаптации:

  • когнитивный тип
  • эмоционально-оценочный тип
  • поведенческий тип
  • соматический тип
  • коммуникативный тип

Под когнитивным типом дезадаптации понимают ситуацию, когда ребёнок не усваивает школьную программу.

Эмоционально-оценочный тип дезадаптации проявляется в негативном отношении к обучению в целом или же к отдельным дисциплинам.

При поведенческом типе дезадаптации ребенок часто нарушает дисциплину, отказывается идти на контакт с учителем, не выполняет его требования.

При соматическом типе дезадаптации ребенок начинает часто болеть.

При коммуникативном типе дезадаптации ребёнок не может наладить контакт ни со с взрослыми, ни с детьми.

Понятие социальной дезадаптации

Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:

  • нарушении моральных и правовых норм
  • асоциальном поведении
  • неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
  • проблемах с нервно-психическим здоровьем
  • подростковом алкоголизме, наркомании

Замечание 1

Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.

Стадии социальной дезадаптации

В современной педагогической науке выделяют две стадии социальной дезадаптации. На первой стадии ученик отвергает сам педагогический процесс, агрессивно настроен именно к школе.

На второй стадии ребенок отчуждается и от школы, и от семьи, и от других общественных институтов. Такие дети могут бродяжничать, употреблять наркотики, отрицательно относиться к трудовой деятельности. Часто эти дети попадают под влияние криминальных групп.

Причины социальной дезадаптации

Существует несколько причин, которые приводят к десоциализации детей и подростков:

  • наследственный фактор
  • проблемы в школьном и семейном воспитании
  • социальный фактор
  • социальная депривация
  • особенности личности

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/socialnaya_i_shkolnaya_dezadaptaciya/

Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация — очень распространенное явление среди современных школьников. Большое количество детей испытывает серьезные проблемы с приспособлением к учебному процессу, которые проявляются различным образом.

Это оказывает негативное влияние на их успеваемость, интересы и взаимоотношения с педагогами и сверстниками.

Часто проявляется это нарушение именно у младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности, хотя и среди подростков довольно распространено.

Что это такое

Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьным реалиям, когда требования учителей становятся для него психотравмирующим фактором по ряду причин. Провокаторами могут стать его личностные новообразования, наследственность, семья, взаимоотношения с конкретным взрослым и многие другие обстоятельства, причём почти всегда они идут не по одиночке, а целым букетом.

К основным проявлениям относят трудности при усвоении учебного материала, игнорирование правил поведения, низкую успеваемость, недисциплинированность, сложности в общении с окружающими.

Послесловие

Если ребенок рад школе и всей своей жизни, то и проблем не возникнет.

Значит, вся работа должна быть направлена на формирование позитивного отношения ребенка к жизни, самому себе, окружению, школе и всем участникам образовательного процесса.

В этом помогут любые значимые для личности ребенка и дарящие ему положительные эмоции виды деятельности, в том числе общение как отдельная деятельность.

Подробнее об успешной школьной адаптации, ее признаках и роли родителей в этом читайте в статье «Психологические особенности адаптации ребенка к школе. Виды и уровни адаптации». О признаках и факторах дезадаптации – в статье «Школьная дезадаптация: что это, причины и признаки».

Начальная школа

Перед поступлением ребенка в школу показано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, на которой определяется готовность к школе, состояние здоровья и даются рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.

Многие родители боятся комиссии, считая ее оскорбительным мероприятием и видя риски выявления диагнозов у ребенка. Как следствие – отказываются от прохождения. Имеют право, но нужно понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.

В целях профилактики дезадаптации нельзя отправлять неготового психологически ребенка в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимально ребенка в школу можно отдать в 8 лет. Второй вариант – заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.

Младшие и старшие подростки

Подростковый возраст сам по себе характеризуется дезадаптацией личности в широком смысле. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для профилактики школьной дезадаптации – общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучить особенности возраста и специфику реакций.

Что еще можно сделать:

  • Не требуйте от ребенка хороших оценок и успехов по всем предметам.
  • Помогите подростку разобраться в своих интересах и способностях, составьте индивидуальный план обучения.
  • Снисходительно относитесь к естественным для этого возраста когнитивным ухудшениям, помогайте питанием, совместной деятельностью и отдыхом.

Переход из одного учреждения в другое

Смена привычного образа жизни – стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую – двойной стресс для ребенка, особенно если это сочетается со сменой места жительства или приходится на переходные классы. Вхождение в коллектив – непростая задача:

  1. Познакомьтесь и поговорите с классным руководителем. Расскажите об особенностях своего ребенка и успехах в старой школе.
  2. Узнайте особенности и устав школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
  3. Ученику младших классов полезно помочь найти друзей – сосед по парте, участник кружка. Подростки сами объединяются в группы, не нужно мешать. Но нужно всегда быть готовым прийти на помощь, поговорить со своим ребенком.

Переход из одного учебного заведения в другое – индивидуальное мероприятие. Предугадать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны составляться для частного случая. Лучшее, что могут сделать родители для повышения адаптации ребенка – обратиться к местному психологу.

Подходы к решению проблемы

В педагогике и психологии на данный момент времени имеются три подхода к разрешению ситуации:

  1. Школьная дезадаптация ребёнка представляет собой психическое расстройство личности и требует психиатрического лечения.
  2. Школьная дезадаптация как педагогическое явление, т. е. основным провоцирующим фактором её развития становится отношение с учителями, их стиль преподавания и воспитания. Соответственно, и коррекцией должны заниматься исключительно они.
  3. Это сложный социально-психологический процесс формирования конфликта между личностью ребёнка и требованиями школы. Выход — комплексный подход к решению проблемы.

Несмотря на логичность и научную обоснованность последнего направления, в психологии это остаётся до сих пор открытой проблемой, вызывающей множество споров и неоднозначность в путях её решения.

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация

20.09.2016

Снежана Иванова

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении.

Термин школьной дезадаптации  существовал со времен появления первых учебных заведений.  Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления.

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими.

Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии.

В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор.

Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести.

Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу.

Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью.

Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников.

Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе.

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер.

Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником.

Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать.

Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем.

Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения.

Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым.

Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему.

Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние.

Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению.

Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации.

Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя.

Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло.

Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего.

От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Что такое школьная дезатаптация ребенка и причины ее появления

Школьная дезадаптация

23.08.2018

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет дезадаптация ребенка в школе. Вы узнаете, какие виды этого явления встречаются. Выясните, каковы признаки такой адаптации. Поговорим о причинах, действиях и мерах предосторожности.

Общие сведения

Различают три уровня процесса адаптации.

  1. Низкий. Характеризуется наличием отрицательного отношения к школе, полным отсутствием интереса к учебе, нарушением дисциплины, игнорированием заданий, отсутствием друзей.
  2. Средний. Хорошее отношение к учебе и школе, усвоение основного материала, дружба с одноклассниками.
  3. Высокий. Любовь к школе, быстрое усвоение материала, как основного, так и дополнительного, лидерские роли.

Школьная дезадаптация – процесс, который описывает образование неправильных механизмов адаптации к учебе и школе. Может иметь место нарушение поведения, проблемы по учебе, создание конфликтных ситуаций с одноклассниками.

Отсутствие адаптации к школьному процессу различными авторами именуется, как дидактогенный невроз — неспособность реагировать на определенные сложности, возникающие в школе.

Проявляться он может агрессией без причины, страхом перед посещением школьного заведения, нежеланием посещать уроки, стоять у доски.

Но такие крайности, как приступы агрессии и страх редко встречаются, чаще имеет место повышенная тревожность.

Рассматривают три формы данной дезадаптации.

  1. Невозможность управлять собственным поведением. Причинами этого явления являются ошибки в воспитании, когда нет ограничений в жизни ребенка. Чтоб побороть такую форму дезадаптации необходимо провести серьезную работу со всей семьей. Также важно, как поведет себя учитель.
  2. Невроз. Форма проявляется неспособностью справиться с противоречивостью между школьным и семейным «мы». Ребенок не способен переступить через границы общности своей семьи, как правило, это результат того, что родители на бессознательном уровне использовали своего отпрыска, когда у них возникали проблемы, для их решения. В такой ситуации не обойтись без психолога, понадобятся групповые занятия или семейная психотерапия.
  3. Невозможность соответствовать школьному темпу жизни. Чаще встречается у ослабленных деток. В такой ситуации не обойтись без работы с семьей и выбора оптимальной нагрузки для ученика.
  4. Отсутствие приспособленности к предметной стороне. Развивается при нехватке развития ребенка, отсутствия родительской заботы. Тут не обойтись без специального общения с ребенком, не исключено, что понадобится психолог.

Различают три категории проблем, связанных с адаптацией в школе:

  • с педагогом — ребенок не осознает его роль;
  • с одноклассниками — отсутствие контактов, невозможность работать в коллективе, как результат гиперопеки родителей;
  • с самим собой — наличие завышенной или заниженной самооценки из-за неправильного стиля воспитания ребенка.

По работе нам приходилось дважды переезжать. Поэтому моему ребенку пришлось сменить три школы. Он достаточно быстро проходил адаптацию в новом коллективе. Хотя иногда возникали проблемы при общении с одноклассниками, но эти трудности во время выявлялись и решались.

Почему возникает

Наличие сложной программы может приводить к развитию школьной дезадаптации

Давайте рассмотрим причины школьной дезадаптации:

  • подавленность со стороны учителей или родителей, например, излишняя их опека — у ребенка появляется чувство стыда, страх перед неудачами и ошибками;
  • слабая психика, отсутствие познавательных процессов — у ребенка может иметься заниженная или завышенная самооценка, слабая память;
  • соматические расстройства, например, ослабленный иммунитет, физическая усталость, хронические заболевания;
  • специфический учебный процесс, например, слишком сложная школьная программа, углубленное изучение определенных предметов, ускоренные темпы изучения новых тем.

Характерные проявления

Вспышки беспричинной агрессии — характерное проявление школьной дезадаптации

У школьника с дезадаптацией возникают сложности с новым материалом, вследствие чего появляется плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками, отсутствие социальных контактов со взрослыми. При этом тормозится личностное развитие. Такие дети становятся инфантильными, они находятся под воздействием чужого влияния. Больше всего подвержены учащиеся младших классов, иногда и старшеклассники.

Так у учеников младшей школы на школьную дезадаптацию может указывать наличие следующих проявлений:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • перепады пассивности и активности;
  • прогулы школьных занятий;
  • регулярные жалобы на плохое самочувствие;
  • неуспеваемость.

Старшеклассникам свойственны такие проявления:

  • резкие всплески эмоций;
  • вспышки агрессии;
  • повышенная впечатлительность;
  • негативизм;
  • конфликты с окружающими;
  • протест;
  • изменения во внешнем виде, которые бросаются в глаза
  • нормальная успеваемость.

Методы корректировки

Если у ребенка возникли какие-то трудности в школе, необходимо моментально предпринимать какие-то действия, чтобы устранить возникшие проблемы. Важно установить контакт с самим малышом. Необходимо, чтоб у родителей с сыном или дочкой были созданы доверительные отношения, иначе они не смогут понять проблему, которая сформировалась у ребенка, а также не получится с ней справиться.

  1. Беседа. Если Вы хотите, чтобы ваш малыш Вам доверял, то нужно, как можно чаще с ним разговаривать, не игнорировать, когда он пытается заговорить. Помните о том, что любому человеку нужно живое общение. А если Ваш малыш достаточно стеснителен, то ему тем более не обойтись без него, ему нужно чувствовать себя значимым в этой жизни. Общаясь с ребенком, не стоит сразу задавать вопросы о том, что его беспокоит, для начала поговорить о чем-то другом, несущественном. Со временем малыш сам почувствует, что Вам можно доверять, раскроет себя, расскажет о наболевшем. Не нужно поторапливать его и преждевременно давать оценку происходящему.
  2. Арт-терапия. Родители могут предложить своему малышу нарисовать на бумаге то, что его сейчас беспокоит. В данной ситуации ребенок изобразит школу или свой класс. Важно не мешать ему при этом, пусть рисует все, что хочет, не отвлекайте его, пока рисунок не будет закончен полностью. Это очень важно, ведь это способ избавить малыша от повышенной тревожности.
  3. Обучаем ребенка общаться со сверстниками. Данный совет подходит, если у малыша имеются с этим трудностям. Не исключено, что ребенок просто стеснительный, ему тяжело заговорить с другими детьми, а может ему неинтересно находиться рядом с одноклассниками. Вам нужно понять, что для ученика очень важно быть внутри коллектива, а не за его границами. Поймите, что дезадаптация подрывает уверенность в себе, лишает сил. Ребенку крайне важно ощущать себя частью школьного сообщества. Поймите, если его в классе травят, то это серьезное испытание для неокрепшей психики. В такой ситуации очень важно повысить самооценку, поработать над его страхами.
  4. Проблемный предмет. Ситуация, если все причины дезадаптации кроются в предмете, который ребенку не дается. В данном случае необходимо найти репетитора, который смог бы подтянуть ребенка по этому уроку. Малыш должен ощутить, что трудности можно преодолевать, прикладывая определенные усилия. В данной ситуации недопустимо обвинять ребенка в том, что он плохо учится, что запустил материал, нельзя оставлять его наедине с этой проблемой. Вы должны понять, что подобные действия отобьют желание учиться в принципе.

Психолог при общении с ребенком обратит внимание на следующие моменты.

  1. Выяснит, какой является социальная среда ученика, какие условия его развития присутствуют, соберет полный анамнез всех вопросов, которые его волнуют. Будет оценено психофизическое развитие, учтутся индивидуальные особенности ребенка, будут проведены специальные тестирования, которые соответствуют возрасту ученика.
  2. Будет выявлен внутренний конфликт, который ведет к развитию кризисных ситуаций.
  3. Специалист разберется с факторами, которые влияют на возникновение проявлений дезадаптации.
  4. Будет составлена специальная программа коррекции, которая будет ориентирована на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Мера предосторожности

Давайте рассмотрим, что собой являет предупреждение школьной дезадаптации.

  1. Важно своевременно проводить определение психофизического состояния ученика.
  2. Крайне необходимо, чтоб ребенок отправлялся в первый класс в возрасте шести — семи лет. Это имеет большое значение.
  3. При поступлении в школу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также свойства его психики.
  4. Важно заботиться о гармоничном развитии ребенка. При появлении определенных сложностей, вовремя на них реагировать.
  5. При наличии у ребенка определенных особенностей, которые отличают его от других детей, необходимо отправлять его в специализированные классы и в учреждения, где могут проводиться лечебно-оздоровительные занятия.
  6. Если у ребенка существует склонность к развитию дезадаптации, необходимо проводить специальные тренинги с родителями и школьным психологом.

Теперь Вы знаете, что собой представляет дезадаптация учащихся. Родители должны понимать, что подобное явление способно сильно испортить жизнь школьнику, отбить желание учиться. Поэтому Ваша задача приложить максимальные усилия для того, чтобы предупредить развитие дезадаптации, помочь своему ребенку справиться с адаптацией в школе.

Что такое школьная дезатаптация ребенка и причины ее появления Ссылка на основную публикацию

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/shkolnaya-dezadaptatsiya-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.