Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком

Содержание

Настольные игры по развитию речи для дошкольников

Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком

Настольные игры по развитию речи для дошкольников: современные увлекательные настольно — печатные игры  и карточки для занятий с детьми в детском саду, детском центре и в семье.

Настольные игры всегда и любимы детьми, и интересны им, и полезны. Существует множество настольных речевых игр — и различные «ходилки», и домино, и лото, и разные звуковые дорожки, кубики с условными значками. Это игры для развития словаря, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи ребенка, воображения и мышления, внимания и восприятия.

Современные настольные речевые игры для детей очень отличаются от своих предшественников и занимательной формой подачи материала, интерактивностью, многофункциональностью, качеством печати и картона.

 В них сочетаются и четко продуманное содержание игры, и удобный формат карточек, и качество печати. Карточки выполняются из специальной прочной бумаги, выдерживающей напор  любопытных детских ручек и устойчивых к истиранию.

Карточки плотные и одновременно легкие, не рвутся, не пачкаются, их удобно держать в руках, они имеют безопасную для ребенка форму без острых углов.

В этой статье я хочу представить Вам новинки — современные настольные речевые игры для дошкольников, разработанные специалистами — педагогами и выпущенные «Мерсибо».

Речевая игра 1. Звезда с неба

Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.

Чем полезна эта игра:  Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.

Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду,  а также на занятиях дефектолога — логопеда.

Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.

В набор для игры входят: шнурочки  (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).

Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»

Вариант 1.

  • Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
  • Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
  • Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.

Вариант 2. 

  • Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
  • Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.

Вариант 3. 

  • Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
  • В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.

 Речевая игра 2. Тарань или вобла

 В этой игре мы пойдем с детьми на рыбалку и будем ловить рыбу. Но рыба у нас будет необычная. На обратной стороне рыб — карточек нарисованы картинки слов со звуками Р или Л.

В набор игры входят: 32 рыбки с картинками на звук Р или на звук Л, 4 шнурка и 4 фиксатора.

Сколько игроков могут играть в игру одновременно: от 1 до 4 детей.

Эта игра построена по тому же принципу, что и игра «Звезда с неба», но направлена на закрепление правильного произношения звуков Р и Л в словах и фразах. В ней развиваются и память, и внимание, и фонематический слух ребенка, и умение составлять предложения.

Варианты игры те же, что и в предыдущей настольной игре для детей:

Вариант 1. Дети ловят  рыбку на свои шнурочки. Кто-то ловит «тарань» и другие картинки — рыбки со звуком Р, называет, что нарисовано на пойманной им рыбе. А кто-то ловит «воблу» и другие картинки со звуком Л. Игра заканчивается тогда, когда все рыбки пойманы. Какому рыбаку сегодня выпала удача на рыбалке?

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/nastolnye-igry-po-razvitiyu-rechi-dlya-doshkolnikov/

Дидактические игры по логопедии для дошкольников. Логопедические игры для детей 5-6 лет

Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком

От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка.

Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков.

Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании. При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.

Игры на развитие речи

Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин.

Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом.

Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.

Логопед и ребенок

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности.

Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты.

Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

:  Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Разработала эту игру педагог Наталья Коняхина. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет делаться коробка.

Также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, скачав из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие темы, изучаемые в дошкольном возрасте). Предметы нужно вырезать и приклеить внутрь коробки так, чтобы лицевая сторона была направлена на ребенка.

Малыш светит фонариком на стену, и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это ботинки?», «В коробке одно яблоко или много?».

:  Речевое развитие детей старшей группы ДОУ на примере весенних тем

Обратите внимание! Игры с фонариком позволяют без труда развивать связную речь дошкольника.

Ребенок с фонариком

Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж

Звук Ш является одним из самых коварных и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять более простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, который ребенку порой проще заменить на З.

Для тренировки произношения этих звуков нужно провести артикуляционную разминку:

  • кончиком языка коснуться внутренней части верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, похожий на щелчок;
  • свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд;
  • маленький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.

Упражнения следует повторить 3-5 раз каждое.

Чтобы научить ребенка дифференцировать звуки Ш-З, можно организовать несколько простых игр.

  1. В ходе первой игры учитель просит ребенка назвать ему все возможные слова, в которых есть звуки Ш и Ж. Если в семье есть старшие дети, то игру можно обыграть, как соревнование.
  2. Колокольчик. Если ребенок услышит в игре слова со звонким звуком Ж, он должен позвонить в колокольчик. Шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
  3. В третьей игре родитель предлагает ребенку завершить начатые слова буквой Ж или Ш. Камы.., у.., мы.., гру.., лы.., но.., гара.., черте.., е.., шала.., детены.., кра.., клави..
  4. Ребенок должен повторять предложения за учителем.Леша обходит лужу.Ты бежать мне не мешай.Мой дружок от земли вершок.Кружка – это вам не чашкаБез этой пружины не поедет машина.Шелест желтых листьев.Сереже подарили карандаши.Ложкой зачерпну я кашку.Подальше положишь — поближе возьмешь.Озорная кошечка поиграла с ложечкой.

    Малыши встали на лыжи.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Очень важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Конечно, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут сильно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свернуть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легко покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо изобразить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

  1. Нужно заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в виде конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная буква. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить. При правильном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает учитель.
  2. В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.
    Змея, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр.
  3. В игре с повторениями звуков ребенок должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.Стих на звук С.Муха села на слона,Муха удивляется:Где же слон? Одна спинаПо лесу слоняется!Для тренировки произношения звука Ц.Цапля, стоя на крыльце,Объясняет букву «Ц»:— Подойди, цыпленоу Цып!Повторяйка: цып-цып-цып!Если выучишь урок,Подарю тебе цветок!Для проговаривания звука З.Встретиться Змей и Змея захотели.Встретиться Змей и Змея не сумели.Змей в облаках, а Змея на земле.

    Надо бы Змею спуститься к Змее.

  4. Теперь важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.
    Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра..

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические занятия дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях следует в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда ребенок прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые занятия были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выработать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совсем нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что причины могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь более серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное значение в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей следующие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и делать последние более эффективными.

  1. Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не требуют особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при желании изготовить вместе с ребенком.
  2. Очень важно заинтересовать малыша такими занятиями, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в занятиях.
  3. Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, которая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
  4. Прежде чем приступить к занятиям, нужно точно определиться с целью. Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немного погодя можно вводить и новые дидактические игры.

Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии.

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект речи, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей именно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой следует провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нижней челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с широко открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком языка по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен произносить звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Ребенок должен проговаривать слова следом за обучающим.
    Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во второй игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.
    Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
  3. Ребенок должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные действия на усмотрение обучающего при услышанных словах.
    Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На каждый звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на букву Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать время, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

  • https://vospitanie.guru/rech/didakticheskie-igry-po-logopedii-dlya-doshkolnikov
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/detskaya-logopediya/logopedicheskie-igryi-dlya-detey-5-6-let.html

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/beremennost/logopedicheskie-igry-dlya-detej-doshkolnikov-didakticheskie-nastolnye-i-s-fonarikom.html

ЛОГОПЕД.РУ: Логопедические игры

Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком
Подгрупповая игра на закрепление и автоматизацию звуков в спонтанной речи “Звуковые дорожки”.

Автоматизация звуков с помощью игр. Таблицы для автоматизации свистящих и шипящих звуков.

Дидактическая игра – презентация на автоматизацию и дифференциацию звуков «Помоги слону».

Дидактическая игра на автоматизацию звуков “Мишкины картины”.

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [c] – [c’] “Едем в отпуск”.

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [С]-[Ш] “На лесной полянке”.

Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука Л. Сказка “Прогулка Язычка”.

Использование методического приема “Электровикторина” в логопедии.

Игры для развития связной речи

Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактические игры.

Речевое развитие детей с ОНР в играх. Из опыта работы.

Игровые приемы для развития диалогической речи.

Авторские дидактические игры для расширения словаря старших дошкольников с ОНР.

Игры для развития глагольной лексики.(Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.)

Игра-презентация «Фрукты и овощи».

Игры и пособия на развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Шуточное стихотворение – игра “Путешествие букашки” на употребление в речи предлогов.

Дидактическая игра «Путешествие по родному городу» (для детей 6–7 лет).

Авторская игра «Российская армия» (для детей 5-7 лет).

Дидактическая игра “Кому что нужно?” для детей 5-7 лет.

Дидактическая игра “Опасные предметы в быту”.

Логопедическая игра “Где и кем работают люди в нашем городе?” для детей 6 – 7 лет.

Дидактическая игра “Города-герои” для детей 6 – 7 лет.

Авторская дидактическая игра для детей 4-7 лет “Дорожные знаки”.

Авторская дидактическая игра для детей 5-7 лет “Кому что нужно для работы”.

Дидактическая игра “Узнай и назови Ордена Великой Отечественной войны” для детей 5 – 7 лет.

Игры для развития мелкой моторики

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.

Игровой тренажер “Лесенка” для коррекции и развития мелкой моторики.

Игровой тренажер “Панель с гайками” для коррекции и развития мелкой моторики.

Дидактическая игра – пособие “Веселые петельки” для детей 4 – 7 лет.

Игровые упражнения с резинками и эспандерами для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

Игры для коррекции заикания

Логопсихотерапевтическая игра на базе ЛЕГО.

Голосовые и логоритмические игры

Игры для развития ритмического чувства.

Логоритмические игры с палочками.

Игры на детских музыкальных инструментах.

Игровые упражнения по воспитанию правильного вдоха и выдоха.

Игровые упражнения на расширение диапазона голоса.

Игровые упражнения на развитие темпа речи.

Голосовые игры.

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрическим компонентом (игровые упражнения).

Игры, направленные на развитие умений использовать паралингвистические средства.

Игры и упражнения на выделение пауз в речи.

Координационно-ритмические игры.

Игровые приемы работы по развитию моторики и ориентации в пространстве на занятиях учителя-логопеда.

Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.

Дидактические игры на развитие слоговой структуры слов.

Дидактические игры по развитию зрительного буквенного восприятия и узнавания.

Дидактическая игра “Логопедическое лото”.

Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса

Развитие и коррекция восприятия схемы собственного тела у дошкольников, имеющих нарушение пространственного гнозиса.

Формирование восприятия отношений между предметами и их группами у детей в игре.

Игровые приемы для развития восприятия пространственных признаков предметов (форма и величина) и зрительного восприятия.

Формирование пространственных отношений на ведущую руку.

Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию.

Игра “Цветные коробочки”.

Дидактическая игра “Мой родной город” (для детей 6-7 лет).

Другие

Комплекс дидактических игр “По дорожке”.

Игры для развития эмоционально-речевой сферы.

Игра-викторина “Символика России” (подготовительная группа).

Дидактические игры для работы в развивающих группах. (подготовительная группа).

Многофункциональная игра “Познавательный конверт”.

Дидактическая игра на дифференциацию звуков [Ц]-[Ч] .“Горошины”.

Дидактическая игра “Доскажи словечко” в рамках лексической темы “Осень”..

Игры на автоматизацию звуков.

Игра – упражнение по обогащению речи словами-признаками.

Игры и упражнения для развития речи учащихся .

Презентация Речевой материал – артикуляционная гимнастика под музыкальное и текстовое сопровождение “Песенка о Веселом язычке-путешественнике”.

Игра – занятие «Подвижные картинки» .

Логопедическое пособие для развития фонематического восприятия и автоматизации звуков “Речевая лаборатория”.

Физ. минутки на стадии автоматизации звуков..

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков для детей старшего дошкольного возраста Прошнуруй и не только.

Презентация “Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах”.

Логопедическая игра – презентация “Хлеб. Профессия Пекарь”..

Дидактические игры на автоматизацию звуков Р, Л, Ч.

Многофункциональное дидактическое пособие для развития речи ВРЕМЕНА ГОДА.

Игровое пособие Юный писатель.

Интеллектуальные игры для детей группы компенсирующей направленности (ЗПР) 5-8 лет..

Логопедические игры «Помоги Золушке», «Сколько? Чего? (Кого?)», «Жадный медвежонок».

Авторская дидактическая игра «Чей хвост?».

Авторская дидактическая игра Прятки.

Авторская дидактическая игра Кто в теремочке лишний? .

Многофункциональное учебно-развивающее коррекционное пособие “Кубики-Перевертыши”.

Авторская дидактическая игра “Путешествие Колобка”.

Многофункциональное игровое пособие Волшебные дорожки в работе с детьми с ОНР.

Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях. Игры и упражнения для дифференциации звуков [Л]-[Й].

Дидактическая игра Карлсон и покупки (дифференциация Р-Л).

Логопедическая сказка Прогулка гномика.

Моя методическая копилка. Подборка игр на развитие фонематического восприятия и мелкой моторики..

Методическое пособие для логопеда “Умный цветочек”.

Авторская пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Занятия с неговорящими детьми..

Развитие слоговой структуры у детей 3 -4 летнего возраста (из опыта работы)..

Пример речевой игры для ребенка с нарушениями речи..

Источник: https://www.logoped.ru/igry.htm

Дидактические игры по логопедии для дошкольников

Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком

Логопедические игры позволяют в непосредственной обстановке развивать артикуляционный аппарат, органы дыхания, мимику, слух и умственные способности малыша. Проводятся занятия как в форме групповых упражнений воспитателями, так и в индивидуальном порядке логопедом ДОУ.

Роль и значение логопедических игр

От того, насколько сформирована речь, зависит процесс дальнейшего развития ребенка.

Именно поэтому так важно своевременно предупреждать разнообразные дефекты и следить за чистотой выговариваемых ребенком звуков.

Нарушения отмечаются не только в речи дошкольника, но и в самом восприятии и продуцировании. При определении степени дефекта отмечаются все симптомы, касающиеся умственного, физического и речевого развития.

Игры на развитие речи

Обратите внимание! Игра является главенствующим видом деятельности малыша, с ее помощью он овладевает различными формами мышления, развивает свой кругозор. Логопедические игры играют существенную роль в создании благоприятной обстановки для преодоления ребенком различной тяжести речевых нарушений.

Дидактические игры по логопедии для дошкольников имеют большие возможности: с их помощью ученик работает над правильным произношением слов, осваивает родной язык, в простой форме усваивает нормы грамматики. Преодолеваемые при этом в игровой форме трудности менее заметны и ощутимы для ребенка.

Основное значение логопедических игр в увеличении детского словаря и кругозора, расширении границ сознания ребенка и знакомства его с окружающим миром.

Как игры помогают логопеду

С каждым годом увеличивается процент дошкольников с речевыми патологиями различной сложности и этиологией. Чтобы исправить стандартные нарушения в речи, требуется заниматься хотя бы 2-3 раза в неделю по 30 мин.

Однако детей сложно увлечь монотонным делом, они быстро утомляются и отказываются выполнять упражнения, предлагаемые педагогом.

Чтобы повысить мотивацию к обучению, логопеды на своих занятиях применяют игровые методики, благодаря которым процесс коррекции перестает быть утомительным для ребенка.

Логопед и ребенок

Как проводить занятия в домашних условиях

Занятия дома для многих малышей гораздо более приятны, нежели со специалистом. Ребенок видит маму или любое другое знакомое ему лицо и чувствует себя в безопасности.

Для максимального достижения результата от занятий можно приобрести специальные пособия, в которых не только подробно объясняются постановка и автоматизация каждого звука, но и фиксируются результаты.

Пример — логопедическая тетрадь Н. В. Соколовой.

  Формирование звуковой культуры речи у детей

К сведению! На первых порах логопедические игры должны сопровождаться речевым пояснением со стороны взрослого. Впоследствии говорить (или пытаться произносить) нужно только ребенку.

Логопедические игры для постановки звуков Ш и Ж

Данные звуки требуют распластанного положения языка, прижатого кончиком к верхнему небу. Добиться этого можно с помощью следующих упражнений:

  • «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу.
  • «Кисточка». Проводить кончиком языка от зубов к горлу и обратно.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу, как будто слизывая с нее сладость.

Логопедические игры для постановки звуков Л и Р

Оба звука требуют напряжения кончика языка, прижатого к верхнему небу. Однако упражнения для постановки звуков будут использоваться разные.

Постановка звука «Л»:

  • «Наказать язычок». Высунуть и распластать язык на нижней губе и слегка покусывать его верхними зубами, произнося при этом звук «пя».
  • Чередование «Лопатка» и «Иголочка». Язык то распластан на нижней губе, то напряжен и находится посреди полуоткрытого рта.
  • «Лошадка». Цель данного упражнения — научить ребенка цокать, прижимая язык к альвеолам, находящимся за верхними зубами.

Постановка звука «Р»:

  • «Автомат». Широко открыть рот, прижать язык к верхним бугоркам и быстро произносить «т-т-т», изображая автоматную очередь.
  • «Почистить зубы». Проводить языком за верхними зубами вправо и влево.
  • «Детские качели». Открыть рот и напряженный кончик языка положить то на верхнюю губу, то на нижнюю.

Логопедические игры для постановки звуков З, С и Ц

В норме ребенок правильно произносит свистящие звуки в возрасте 4-х лет. Упражнения, которые способствуют постановке этих звуков:

  • Чередование улыбки с упражнением «Трубочка». Широко улыбнуться, задержать позицию на несколько секунд, затем сложить губы в трубочку.
  • «Маятник». Открыть рот и напряженный кончик языка водить от правого угла к левому.
  • «Горка». Упереть кончик языка за нижние зубы, а середину поднять к верхнему небу, образуя бугорок.

Важно! Объясняя упражнение, обязательно нужно иметь при себе настольное зеркало, смотря в которое, ребенок будет видеть свое отражение.

Повторять каждое упражнение нужно по шесть раз, общее время выполнения не должно превышать 2-3 мин. Пытаясь поправить позицию, не нужно лазать в рот ребенка грязной рукой. Если нет возможности приобрести специальные логопедические инструменты (лопатки), то при вынужденном контакте с ротовой полостью малыша можно использовать чайную ложку, предварительно простерилизовав ее в горячей воде.

Зеркало в логопедических играх

Логопедические игры с фонариком для детей

Игры со светом — зрелищные и захватывающие, а фонарик доступен и безопасен для детей. Разработала эту игру педагог Наталья Коняхина. Для игры потребуются листы бумаги, из которых будет делаться коробка.

Также понадобятся рисунки, которые можно распечатать на принтере, скачав из Интернета (обувь, одежда, фрукты, овощи, животные и любые другие темы, изучаемые в дошкольном возрасте). Предметы нужно вырезать и приклеить внутрь коробки так, чтобы лицевая сторона была направлена на ребенка.

Малыш светит фонариком на стену, и отвечает на вопросы: «Что ты видишь?», «Чьи это ботинки?», «В коробке одно яблоко или много?».

Ребенок с фонариком

Настольные логопедические игры для дошкольников

Для детей 6-7 лет подходят настольные логопедические игры. Темы их могут быть самыми разнообразными. Подбираются они исходя из индивидуального или группового плана работы. На просторах Интернета есть множество онлайн-ресурсов, с которых можно скачать поля для настольных игр.

Принцип прохождения довольно прост. Участвуют несколько малышей (или дошкольник соревнуется с логопедом), поочередно кидая кубик и продвигаясь на несколько клеточек вперед, при этом называя предмет, на котором они остановились. Если ребенок не сумел назвать предмет, то отходит на несколько клеточек назад. Выигрывает тот, кто пришел к финишу первым.

Обратите внимание! В дидактические игры могут играть дети всех возрастов: от 2-летних малышей до младших школьников, нуждающиеся в коррекционной помощи логопеда.

Настольная игра для дошкольников

Почти каждый родитель сталкивается с нарушением фонематического слуха у малыша, находящегося в процессе изучения родного языка. Обычно ребенок осваивает всю звуковую систему самостоятельно к 6-ти годам, однако стоит внимательно относиться к речи малыша, чтобы избежать серьезных дефектов и нарушений.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/didakticheskie-igry-po-logopedii-dlya-doshkolnikov

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории»

Логопедические игры для детей дошкольников: дидактические настольные и с фонариком
Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории» предназначен для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста и составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Пособие позволяет комплексно решать задачи всех образовательных областей: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; речевого развития; художественно-эстетическогоразвития; физического развития. Позволяет интенсифицировать педагогическую деятельность, направленную на своевременное и максимально эффективное преодоление имеющихся у детей нарушений речи.

Цель: Коррекция речевых нарушений старших дошкольников через игровой материал, направленный на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, к родному краю.

Задачи приоритетной образовательной области«Речевое развитие»

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха;
  •  понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
  • знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»

«Познавательное развитие»

  • развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»;
  • формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

«Физического развития»

  • совершенствовать мелкую моторику

Форма организации деятельности детей – логопедические подгрупповые коррекционно – развивающие игры.

В комплект входят 6 логопедических игр:

  • «Ромашки для Наташки»,
  • «Собери семью»,
  • «Логопедическая ромашка»,
  • «Кто? Где?»,
  • «Чистоговорки»,
  • Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония».

«Ромашки для Наташки»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах с разной позицией, совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 24 карточки с ромашками.

Словарный материал:

  • звук [Ш] в начале слова: шляпа, шампунь, шоколад, шуба, шкаф, шмель, шлем, шайба, шкатулка, шут, шорты, шапка;
  • звук [Ш] в конце слова: душ, карандаш, камыш, ландыш, малыш, мышь;
  • звук [Ш] в середине слова: кошка, лягушка, петрушка, шишка, лошадь, машина.

Ход игры

Первый вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать букет ромашек для Наташи. Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш].

Второй вариант: Логопед предлагает детям помочь мальчику Мише собрать только те ромашки для Наташи, в названии которых звук [Ш] будет в начале слова (середине, конце). Дети поочередно берут ромашки и называют нарисованные на них картинки, четко проговаривая звук [Ш], определяют место звука [Ш] в слове.

«Собери семью»

Цель: автоматизация звуков [Р , Л] в словах, дифференциация звуков [Р – Л], совершенствование фонематического слуха, обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4, 18 карточек с мальчиками и девочками.

Словарный материал:

  • звук [Р]: радуга, ромашка, рыба, роза, ракета, рука, ракушка, роса, рысь;
  • звук [Л]: ласточка, лужа, лодка, ложка, лошадь, лук, ландыш, луна, лапти.

«Логопедическая ромашка»

Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря, формирование познавательных действий, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 42 лепестка, на каждом из которых картинки предметов, в названии которых есть звук [C ,З, Ш, Ж, Л, Р] . Шесть кругов жёлтого цвета с изображением букв: C ,З, Ш, Ж, Л, Р

«Кто? Где?»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;формирование умения правильно употреблять предлоги,обогащение активного словаря, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, развитие мелкой моторики.

Оборудование: одно игровое поле формата А4

Словарный материал: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка.

«Чистоговорки»

Цель: обучение детей четкому произношению поставленных звуков [Ш, С, З, Р, Л] во фразовой речи, в быстром темпе.

Оборудование: 16 карточек с чистоговорками и иллюстрациями к ним.

 Чистоговорка – это веселый короткий стишок, цель которого заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у детей.

Варианты использования чистоговорок:

  • проговаривание чистоговорок по очереди или хором, коллективно;
  • проговаривание чистоговорок с различной эмоциональной окраской голоса;
  • проговаривание чистоговорок от имени сказочных героев (Карабаса Барабаса, Буратино и т. д.);
  • проговаривание чистоговорок с использованием мяча (одновременное отбивание от пола);
  • проговаривание чистоговорок с использованием массажного мячика.

Иллюстрации к тексту «Петр и Феврония»

Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; формирование умения понимать на слух тексты различных жанров детской литературы; знакомство детей с обычаями, традициями празднования праздника «День семьи, любви и верности»; развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «День семьи, любви и верности»; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Оборудование: 5 иллюстраций формата А4 к тексту «Петр и Феврония».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.