Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Лидерство в коллективе (стр. 1 из 3)

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Реферат

по психологии

на тему: Лидерство в коллективе

1. Лидер

2. Качества лидера

3. Воспитание качеств хорошего руководителя

4. Лидер в коллективе

Литература

1. Лидер

Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.

Лидерские качества могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

Для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер – это хороший психолог.

Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях.

Всякий лидер – это руководитель, но не всякий руководитель – лидер. У лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения.

Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию – как профессиональному, так и личностному. Лидерство – это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.

Выделяют две группы лидеров:

1. “Игроки”. 2. “Открытые”.

“Игроки” Используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, чтобы добиться более высокого положения они ни перед чем не остановятся.

“Открытые” Лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью “игрокам”.

Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. “Открытые” лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости.

Такие лидеры встречаются реже, чем “игроки”, так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя – ими poждaютcя.

2. Качества лидера

Большинство людей, услышав слово “лидерство”, связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Невротизм лидеру противопоказан.

По-настоящему лидеры стремятся не только лидерству в бизнесе, но и к лидерству в своей повседневной жизни. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть.

А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Вы должны выработать в себе Ум Начинающего.

Это важнейшее качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент – сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи.

Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности. Характер.

Характер должен быть твердым, как скала. Укрепление и всестороннее развитие характера это основное условие нашего развития не только как лидеров, но и как личностей. Ваш характер определяет вашу сущность. Это, в свою очередь, определяет то, как вы воспринимаете окружающий мир. Ваш способ восприятия мира определяет ваши поступки.

Характер – это больше чем просто слова. Поэтому ни в коем случае нельзя отделять характер лидера от его действий. Истинное лидерство всегда означает привлечение других людей. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними.

Характер приносит успех в отношениях с людьми.

Чтобы превратиться в лидера, который притягивает к себе других, вы должны: Ставить каждому человеку пятерку Самое лучшее из того, что вы можете для людей, а заодно и привлечь их к себе, – это ожидать от них исключительно наилучшего.

Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовать свой потенциал, то они полюбят вас за это. Дарить людям надежду Самый большой наш капитал – это надежда.

Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными. Делиться собой и своими достоинствами Ведя за собой других людей, отдавайте им все, что у вас есть. Преданность. Преданность делу открывает двери для достижений.

В качестве лидера вам предстоит сталкиваться с множеством препятствий и возражений. Если вы хотите добиться чего-нибудь, то должны быть преданы поставленной перед собой цели. Навыки общения.

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя навыки общения. Если лидер не в состоянии ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него идеи вообще не имеет значения. Компетентность.

Если вы разовьете в себе качество как компетентность, то люди придут к вам. Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать, спланировать и сделать то, что нужно, таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как поступать. Мужество.

Мужество считается первейшим из человеческих качеств. Проницательность.

Умные лидеры верят только в половину того, что слышат. Проницательные лидеры знают, какой половине верить. Проницательность – обязательное и незаменимое качество для любого лидера, который желает максимизировать свою эффективность.

Сфокусированность. Для того, чтобы стать эффективным лидером, для обретения той степени сфокусированности, требуются приоритеты и концентрация. Лидер, который установил для себя приоритеты, но нет должной концентрации, знает, что надо делать, никогда этого не делает.

Щедрость. Щедрость исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективный лидер действует в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Инициативность.

Успех явно связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди все время шевелятся. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Инициативные лидеры не ждут когда кто-то вызовет в них мотивацию. Умение слушать. Чтобы вступать в контакт с сердцами людей, используйте свои уши.

Подавляющее большинство проблем, связанных с общением, порождается неумением слушать. Умение слушать делает Вас умным.

Большинству людей хочется, чтобы их считали умными, сообразительными, но человека, который бесконечно делает умные замечания, всегда лезет из кожи вон, чтобы выглядеть умным, окружающие не признают умным человеком.

Существует надежный способ убедить другого человека, что Вы являетесь одним их наиболее мудрых и разумных персон – слушайте, слушайте и уделяйте внимание тому, что человек говорит. Люди расскажут Вам все, что они хотят от Вас, если Вы будете слушать.

Вы не сможете по-настоящему понять другого человека, пока не будете готовы слушать его с вниманием, симпатией и терпением. Умение слушать может Вам принести богатство, материальное благосостояние, а также удовлетворение от успеха и счастье. Один из самых лучших комплиментов, который Вы можете высказать другому человеку – попросту выслушать его.

Решение проблем Нельзя позволять Вашим проблемам оставаться проблемами. Лидеры всегда идут навстречу каждому вызову. В этом и состоит одно из свойств, которое отличает победителей от нытиков. Независимо в какой области действует лидер, он столкнется с проблемами.

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними необходимы лидеру. Первое качество лидера применительно к взаимоотношениям – это способность понимать, что чувствуют и думают окружающие. Ответственность.

Лидеры, желающие достичь совершенства и упорно работающие для ее достижения, всегда обладают чувством ответственности. И такой человек всегда живет в ладу с самим собой. Непременное свойство ответственного лидера – доводить дело до конца. Они добиваются результата независимо от ситуации.

Если Вы хотите вести за собой других – Вы должны добиваться результатов. Уверенность.

Никому не нравится слабый и неуверенный в себе человек. Нам инстинктивно нравятся люди, которые знают, чего хотят и поступают так, будто совершенно уверены в том, что получают желаемое. Мы не любим сомневающихся людей и неудачников.

Если Вы хотите нравится людям, дайте им понять, что Вы собираетесь побеждать, держите голову высоко поднятой, смотрите людям прямо в глаза, двигайтесь так, словно Вы знаете куда направляетесь. Самодисциплина. Без самодисциплины невозможно достичь успеха и преуспевающим человеком.

Независимо от ого, насколько одарен лидер, он не может максимально развиться без самодисциплины. Успех прежде всего внутренняя работа. Лидерство начинается с самодисциплины. Как лидер, вы не можете вдохновить людей, если утром просыпаетесь угнетенным и подавленным.

Не сможете повести людей к победе, если вам не хватает энергии и сил. Внешний успех начинается с успеха внутреннего. Чтобы овладеть искусством управления другими, вы должны овладеть искусством управлять собой.

Самодисциплина позволяет лидеру дойти до самых высоких вершин и является ключом к долговременному лидерству. Если Вы хотите принадлежать к числу таких лидеров, одним из Ваших активов является самодисциплина. Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них.

Источник: https://mirznanii.com/a/197788/liderstvo-v-kollektive

Характеристика неформального лидера: кто это в коллективе, работа с ним

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

В каждом коллективе есть официальное руководство и неофициальное лидерство. Появление авторитетного человека в группе обусловлено межличностным взаимодействием участников коллектива. В ходе совместной деятельности у каждого есть возможность проявить свои качества. Тот, кто располагает к себе, проявляет заинтересованность и симпатию к коллегам, становится неформальным лидером.

Неформальный лидер

Определение неформального лидера

Неформальный лидер – это человек, способный оказывать влияние на людей, независимо от того, какую должность в фирме он занимает. Это личность, с которой приятно находиться рядом.

Неформальный лидер обладает такими качествами, как:

  • Обаяние. Он не только умеет нравиться другим, но и использовать эту способность себе во благо.
  • Позитивный настрой. Его вера в благоприятный исход любого дела служит примером для окружающих.
  • Уверенность в себе. Осанка, тон голоса, жесты – весь внешний облик и поведение человека выражают его уверенность. В сложной ситуации он сохраняет спокойствие, это делает его привлекательным для сослуживцев.

Формальное и неформальное лидерство: различия

Холерик — что это за человек

Внимание! Главное отличие неформального лидера от формального в том, что этот статус приписывает ему сам коллектив. Формальный лидер – это руководитель, лицо, которое занимает административную должность на предприятии. Руководящая должность не может наделить человека определенными качествами.

Неформал от официального руководителя отличается в следующих моментах:

  • Руководитель в коллективе есть всегда. Если этот пост освобождается, вакансию в короткие сроки занимает тот или иной кандидат. Неформал появляется спонтанно, контролировать этот процесс невозможно.
  • Формальное лидерство – стабильная структура. Неформальное лидерство – явление временное.
  • В руках начальника всегда есть санкции. У лидера нет санкций, которые он мог бы применить к коллегам, если они отказываются делать так, как он говорит.
  • Неофициальный лидер удерживает свои позиции благодаря сильным качествам. Руководитель возглавляет предприятие в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Удерживать лидирующие позиции руководителю легче, чем неформалу, потому что производственная иерархия признается всеми сотрудниками.

Авторитет директора

  • Руководитель регулирует производственные взаимоотношения сотрудников, а неформал влияет на межличностные отношения в коллективе.
  • Принимая управленческие решения, директор учитывает множество факторов, взвешивает и анализирует, иногда созывает на совещание заместителей. Административные решения учитывают интересы не только конкретного предприятия, но и интересы других фирм. Лидер принимает решение единолично и непосредственно. Его решения основываются на интересах членов конкретного коллектива.

Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров

Взаимоотношения официального руководства и неформального в коллективе можно охарактеризовать как соперничество либо сотрудничество.

Для того чтобы в коллективе был благоприятный климат, и при этом производственные задачи выполнялись в срок, начальство должно сделать так, чтобы неформальные лидеры стали их соратниками.

В этом случае через неформала формируется корпоративная культура фирмы.

Пессимист — что это за человек

Если директору не удается сделать неформального лидера своим соратником, то с большой вероятностью их отношения будут складываться тяжело. Неформальный лидер будет при каждом удобном случае показывать остальным сотрудникам несостоятельность руководства, ставить под сомнение авторитет администрации.

Дополнительная информация. Иногда активность неформального лидера обусловлена его стремлением к продвижению по карьерной лестнице. В этом случае начальник замечает в лидере потенциал, переводит его на более высокий пост, возлагая надежды на его лидерские способности. Однако, добившись желанного кресла, лидер может проявить себя совсем с другой стороны.

Лидер пробился в начальники

Сценарии проявления неформального лидерства

Идеалист — что это за человек

Психологи в процессе изучения лидерства в производственных коллективах выделили несколько сценариев проявления этого феномена:

  • Ситуативный. При условии благоприятного стечения обстоятельств и личной заинтересованности в той или иной ситуации каждый человек может однажды проявить лидерские качества.
  • Карьерный. Данный сценарий выбирают те, кто стремится занять руководящий пост в организации. В этом случае лидер может выбирать как честные, так и нечестные способы достижения своих целей. Он может пойти на действия исподтишка, обман.
  • Командный. Данный сценарий предполагает наличие в коллективе нескольких неформальных лидеров. На основе сходства личностных характеристик они объединяются и разрабатывают краткий конспект решения производственных задач. В большинстве случаев командный сценарий лидерства положительно сказывается на работе всего предприятия в целом.

Амплуа неформального лидера

Начальство, как правило, всегда дистанцируется от подчиненных: кабинет директора располагается вдали от производственного цеха, общение с подчиненными директор осуществляет только по необходимости. Поэтому директор не имеет возможности регулировать и контролировать процессы становления межличностных отношений внутри коллектива работников.

Важно! Неформальный лидер коллектива может выступать в разных психологических ролях. Основными амплуа лидеров являются бунтарь, серый кардинал, рубаха-парень, дирижер.

Бунтарь

Лидер в таком амплуа умеет сказать нужную фразу в нужный момент. Это борец за справедливость. Он склонен в споре доказывать свою правоту начальству. Порой он провоцирует бунт, отстаивая чьи-то интересы. В коллективе к нему привязываются, так как он готов вступиться за любого сотрудника.

Внимание! Если случается, что лидер увольняется из-за конфликта с руководством, вслед за ним могут уволиться те, для кого он был привлекательным.

Серый кардинал

Такой человек прекрасно разбирается в психологии: все его действия – это тонкий расчет. Часто серый кардинал выбирает выжидательную тактику: наблюдает за коллегами и начальством, анализирует, выбирает тех, кто легче поддается давлению. Он может навести смуту в коллективе, оставаясь при этом в тени. Свои задачи он реализует силами других людей.

Серый кардинал

Рубаха-парень

Сущность этого сценария лидерства – генерирование множества идей. Такого человека любят в коллективе за общительность, обаятельность, чувство юмора, оптимизм. Его предложения и идеи воспринимаются сослуживцами с энтузиазмом.

Важно! Отличительной особенностью этого лидерского амплуа является способность человека общаться на равных как с коллегами, так и с руководством.

Дирижер

Лидер-дирижер – это правая рука директора. Директор передает через дирижера информацию для служащих, в то же время узнает от лидера о том, какова была реакция коллектива на эту информацию.

Внимание! Лидер-дирижер – хороший организатор. Однако он слабо разбирается в менеджменте, поэтому предпочитает быть помощником официального руководства.

Использование неформала в интересах руководства

Грамотный руководитель всегда стремится вычислить неформальных лидеров в коллективе и выстроить конструктивные взаимоотношения с ними. Это поможет избежать многих проблем.

Единство неформального и формального лидерства – это путь к повышению эффективности деятельности предприятия. Для использования неформала в интересах фирмы эффективны следующие приемы:

  • Поощрение инициативы. В качестве поощрения не всегда должно выступать материальное стимулирование. Словесное одобрение тоже является важным для человека.
  • Признание авторитета. Если руководитель признает авторитет лидера в коллективе и открыто сообщает ему об этом, неформал чувствует уважение со стороны начальства. Привилегированное положение стимулирует неформала к активным действиям и мотивированию коллег к хорошей работе.
  • Если цели руководства и неформального лидера не совпадают, начальник должен быть максимально открытым с подчиненными. Организация совещаний и коллективного обсуждения текущих дел исключит возможность искажения информации и противостояния сотрудников во главе с неформальным лидером администрации предприятия.
  • Лидера-бунтаря следует максимально загружать производственными делами. В этом случае он будет чувствовать себя нужным предприятию, времени на организацию забастовки у него не останется.

Партнерские отношения лидера и руководителя

Что делать с деструктивным лидером

Часто случается так, что неформал вносит разлад в отношения между начальством и подчиненными. Деструктивное лидерство не только портит психологический климат коллектива, но и приносит финансовые убытки фирме. Для исправления ситуации директору нужно пойти на хитрости:

  • Инициативу неформала нужно перехватывать и направлять его активность в нужное русло. При этом не ругать его, а хвалить, делать акцент на том, что фирма в нем заинтересована.
  • Неформальный лидер знает особенности отношений коллег, поэтому способен помочь им настроиться на работу. Также он может оказать поддержку подавленному сотруднику. В конфликтных ситуациях его мнение сотрудники считают авторитетным, поэтому он может урегулировать ссору, не доводя дело до обсуждения в кабинете директора.
  • Необходимо выстроить демократичные отношения с подчиненными. Учет мнения подчиненных в решении рабочих вопросов поможет наладить дисциплину и снизить вероятность распространения слухов и сплетен.

Неформальное лидерство – это феномен, который появляется в производственных коллективах, благодаря врожденным качествам и способностям человека. Руководству нужно выстраивать партнерские отношения с неформальным лидером, тогда его присутствие в среде подчиненных обеспечит фирме высокую производительность, сохранение штата и стабильно высокую прибыль.

Польза лидера для коллектива

Источник: https://srazu.pro/teoriya/neformalnyj-lider.html

Лидерство в малых группах: теории и стили

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Организация малой группы, функции лидера и руководителя, проблема лидерства и руководства в целом являются центральными проблемами социальной психологии. Ученые разграничивают понятия «лидер» и «руководитель», причем понятие «лидер» не относится к политическому контексту. Рассмотрим, как разграничивает эти термины Б.Д.Парыгин.

ЛидерРуководитель
Осуществляет регулирование межличностного общения в группеОсуществляет регулирование официального общения в группе как социальной организации
Действует в границах группыЯвляется элементом группы, взаимодействует со всей системой общественных отношений
Стихийное появлениеНазначение, выборы – процесс, который контролируется социальной структурой
Положение лидера зависит от настроя группы, оно нестабильноПоложение руководителя стабильно
Лидер не может влиять на подчиненных при помощи санкцийРуководитель пользуется системой различных санкций
Быстро принимает решения, которые касаются деятельности группыПроцесс принятия решений более сложный
Область деятельности – малая группаЯвляется представителем малой группы в социальной системе

Таблица 1. Разведение понятий «лидер» и «руководитель» (по Б. Д. Парыгину)

Лидер и руководитель решают проблемы одного порядка, и тот, и другой стимулируют членов группы, подводят к принятию решения, заботятся о том, какими средствами поставленные задачи будут решены. Лидерство и руководство в малых группах различаются.

Лидерство

Лидерство можно назвать психологической характеристикой определенного члена группы или нескольких ее членов. Лидер выдвигается группой тогда, когда предстоит решение конкретной задачи в конкретный ситуативный момент.

Человек, с подходящими более всего для решения этой задачи свойствами и качествами, берет на себя функции организатора. Человек, претендующий на лидерство, может быть более активен в этой ситуации, более осведомлен или иметь профессиональный опыт.

Другие члены группы принимают лидерство, то есть отношения выстраиваются таким образом, что он будет вести, а они будут ведомыми. Не обязательно совпадение меры притязаний лидера и готовности группы принять его. Поэтому возможности лидера могут быть возрастающими и снижающимися.

Лидерство – это всегда система групповых отношений, лидер не может действовать один. Иногда понятие «лидер» приравнивают к понятию «авторитет». Это не совсем так. Безусловно, лидер обладает авторитетом в группе, но не всякий авторитетный человек способен быть лидером.

Лидер – это организатор, авторитет не выполняет такой функции, он выступает примером, идеалом. Феномен лидерства – это явление специфическое и с другими понятиями не отождествляющееся.

Руководство

Руководство можно назвать социальной характеристикой отношений в группе, происходит распределение ролей управления и подчинения. Руководство – это правовой процесс. Руководитель может быть лидером. Чтобы рассмотреть психологическое содержание деятельности руководителя, необходимо учитывать механизмы лидерства, но этого недостаточно.

Происхождение лидерства

Теория «черт» (харизматическая теория) возникла из положений немецкой психологии начала XX века. Теория основывается на врожденных качествах. Лидером может стать только тот человек, который обладает набором определенных личностных свойств. Особенно подробно рассматривались такие психологические черты в американской социальной психологии.

Они стали основой для разработки психологических тестов по отбору возможных лидеров. Однако выяснилось, что выделить черты, характерные для лидера, невозможно. К.Бэрд составил список, куда включил 79 «лидерских» черт: проявление инициативы, общительность, энтузиазм, уверенность, целеустремленность и др.

Прозвучали мнения о том, что стабильный перечень психологических черт, необходимых лидеру, вряд ли возможно составить. Р. Стогдилл добавил этот перечень, в нем появились такие черты, как бдительность, популярность, красноречие. После опубликования своей работы Стогдиллом теория черт была опровергнута. Г.

Дженнингс заметил, что теория более отражает черты экспериментатора, нежели лидера. Появилась теория «лидера без черт». Но она также не дала ответа на вопрос о том, каково происхождение лидерства.

Ситуационная теория лидерства не отмежевывается полностью от теории черт, но утверждает, что лидерство – это продукт ситуации. В разных ситуациях у группы может быть свой лидер, который превосходит других в основном для данной ситуации качестве. Лидер лучше других может актуализировать присущую ему черту в данной конкретной ситуации.

Наличие этой черты наблюдается и у других людей, но она проявляется не так ярко. Свойства и черты лидера имеют относительный характер, зависящий от ситуации. Ситуационная теория предлагала главным моментом возникновения лидера считать момент его выдвижения группой.

Ведь именно группа ждет от лидера раскрытия необходимой черты, такой подход называют еще функциональным.

Е.Хартли предложил четыре модели происхождения лидерства:

  • если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключается, что он же станет лидером в другой ситуации;
  • под влиянием стереотипов лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как лидеры вообще;
  • став лидером в одной ситуации, человек приобретает авторитет, благодаря ему, группа может избрать его лидером в другой раз;
  • отдельным людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».

Ситуационная теория приобрела большую популярность, чем теория «черт». На ее основе проводились исследования лидерства в школе «групповой динамики».

Системная теория лидерства, разработанная учеными Р .Бейслом и Ф.Слетгером, рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство понимается как функция группы и изучается с точки зрения целей и задач группы. Можно выделить два типа лидеров:

  • инструментальные (деловые) – люди, нацеленные на успех, на решение общей групповой задачи;
  • эмоциональные (экспрессивные) – люди, обращающие внимание на межличностные отношения, сотрудников, старающиеся создать благоприятную атмосферу.

Многие российские ученые рассматривают лидерство в контексте совместной групповой деятельности.

То есть, главной является не просто ситуация, а ситуация, связанная с конкретными задачами группы, где отдельные люди могут продемонстрировать свою способность лучше других решить данную задачу.

Лидер от других членов группы отличается тем, что имеет более высокий уровень влияния, а не особые черты.

Р.Л.Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как способ выдвижения лидера. Идея ценностного обмена разрабатывалась другими учеными. В концепции Кричевского она используется для объяснения феномена лидерства.

Происходит обмен значимых личностных свойств членов группы на авторитет и признание лидера. Тот, у кого наиболее полно представлены нужные качества, становится лидером. Лидер идентифицируется с набором ценностей группы.

Именно поэтому он обладает наибольшим влиянием.

Так как термины «лидер» и «руководитель» употребляются неоднозначно, в социальной психологии проблему принято обозначать как стиль руководства. К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт проводили в школе групповой динамики эксперимент.

В эксперименте принимали участие подростки 11-12 лет, которые изготавливали маски под руководством взрослых. Руководители, взрослые люди, демонстрировали разные стили руководства в группах, а экспериментаторы сравнивали эффективность деятельности этих групп.

Стили руководства обозначались как авторитарный, демократический, попустительский.

Выбор таких терминов для обозначения стилей руководства был связан с личной биографией К.Левина. Эксперименты осуществлялись после эмиграции К.Левина из фашистской Германии. Употребив термины «авторитарный» и «демократический», Левин продемонстрировал свою антифашистскую позицию.

Однако речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения.

Другие авторы предлагают отказаться от данной терминологии, носящей политический подтекст, и ввести новые обозначения типа «директивный», «коллегиальный», «разрешительный» (либеральный) стили с сохранением психологического рисунка.

Каждый из трех стилей, выделенных К.Левиным, можно проанализировать по двум параметрам. Необходимо отметить, что многое можно отнести и к руководителю. В условиях эксперимента равнозначно выявляются стиль лидерства и стиль руководства.

Стиль лидерстваФормальный признакСодержательный признак
АвторитарныйПриказы, распоряжения, запреты, ограничения;Место лидера – вне группыСоставление планов заранее, сокрытие целей, решающий голос лидера
ДемократическийИнструктаж, обсуждение запретовМесто лидера – внутри группыСоставление планов при участии группы, за выполнение несут ответственность все члены группы. Решение принимается сообща после обсуждения
ПопустительскийОтсутствие похвалы, поощрений, нет сотрудничестваМесто лидера – в стороне от группыВыполнение задачи не контролируется, дела пущены на самотек. Нет указаний. Решения принимаются спонтанно, в зависимости от отдельно возникших интересов

Таблица 2. Стили лидерства

Проблема лидерства и руководства часто упрощается. Считается, что в одном человеке должны непременно совпадать качества лидера и руководителя. Отсюда появилось разделение на лидеров официального и неофициального типа.

Замечание 1

На самом деле в малых группах рядом с руководителем могут существовать несколько лидеров, появившихся из группы. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же, как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Помочь может модель Ф.Фидлера, где есть руководитель, нацеленный на решение задачи, и руководитель, ориентированный на межличностные контакты. Особые методики помогут установить к какому типу относится руководитель. Например, выявляется отношение к не самому лучшему сотруднику.

Тот руководитель, который нацелен на решение задачи, видит в этом сотруднике только отрицательные качества. Другой руководитель не склонен так думать. Может быть определена область групповой деятельности, где будет эффективен тот и другой руководитель.

Возможно осуществить диагностику уровня социального контроля. При высоком и низком уровне социального контроля эффективнее будет руководитель, нацеленный на задачу. При среднем уровне социального контроля лучше будет работать руководитель, нацеленный на межличностные контакты.

Модель многогранна, поэтому можно учитывать управленческие черты с психологическими качествами лидера.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/liderstvo-i-rukovodstvo-v-malyh-gruppah/

Специфика лидерства в больших и малых группах. Как определить лидера в коллективе

Лидерство: в малой и большой группе, коллективе, виды

Лидерство в группе может возникнуть в абсолютно любой ситуации, когда образуется коллектив свыше 2 человек.

Когда в больших и малых группах, сформировавшихся случайно либо намеренно, возникает необходимость решить определенную задачу, то некоторые ее участники начинают проявлять себя наиболее активно, чем подсознательно могут заслужить уважение.

На практике данное явление часто рассматривают на примере небольшого коллектива (лидерство в малых группах). Такая разновидность лидерства открывает личности возможность оказывать значимое влияние на людей, их поведение и принятие решения небольшим количеством участников.

В большинстве случаев лидерство в малой группе носит неформальный характер, а ее основой являются личные качества человека и его социальная роль, а также отношения между участниками.

Поэтому разделяют такие термины, как «лидерство» и «руководство»: если в первом случае решающие факторы — это психологические аспекты человека, то во втором — это более формальные методы воздействия (наиболее часто встречаются командно-административные). Формируется коллектив людей, который принимает основные решения команды и ведет ее за собой.

В психологии принято считать, что данный процесс подразделяет всех участников на два типа — лидеры (их меньшинство) и последователи (основная часть).

Кто же такой лидер в малой группе и чем он отличается от основной части коллектива? Он обладает следующими качествами:

  • активная позиция;
  • инициативность;
  • способность менять мнение группы и воздействовать на нее;
  • наличие качеств, которые позитивно принимаются данной группой.

Если человек является неформальным лидером, то на его плечи ложится ряд задач и функций. Он отвечает за существование данной группы, а также является защитником ее ценностей и принципов взаимодействия. Лидер является представителем коллектива индивидуумов.

Основная ответственность ложится непосредственно на него. Лидер в группе обязан наблюдать за внутренним климатом и воздействовать на отношения среди участников. Таким образом, с выявлением лидера устанавливается определенный порядок людей в команде.



Формы влияния лидера

Из-за того, что понятие лидерства и руководства схожи, лидер «для завоевания власти» в малой группе использует абсолютно такие же формы влияния, как и руководитель. Исключением считаются только правовые полномочия. Власть может быть основана на:

  • Принуждении – это страх последствий и неприятностей.
  • Вознаграждении – это положительное подкрепление. Сюда относится даже самая обычная похвала.

Традиционная власть заключается в привычке людей подчиняться, так как это дает иллюзорное чувство безопасности.

https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g

Власть примера – это способность личных качеств лидера влиять на людей, создавая потребность в том, чтобы быть похожим на него.

Экспертная власть заключается в вере в знания, навыки, умения лидера.

Власть через участие – это возможность для группы формировать цели и задача своей деятельности.

Каждая форма власти и влияния соответствует определенной ситуации, конкретной малой группе и даже социальным параметрам лидера.

Кто такой лидер?

Что значит лидер?

Лидер — это тот, кто идет впереди. Группа признает за ним право принимать ответственные решения, подчиняется его воли, иногда неосознанно.

В первую очередь, это личность, которая научилась контролировать себя, мотивировать на действия. Такой человек ставит перед собой конкретные цели, добивается успехов в карьере.

Он движется вперед независимо от мнений других людей. Лидер — это сильная личность, обладающая харизмой.

Грамотное лидерство в менеджменте — это возможность эффективно управлять командой, положительно влиять на развитие компании.

Признаки

Как отличить лидера от обычного человека:

  1. У него отсутствует страх неудачи, он понимает, что это опыт.
  2. Способен принимать нестандартные решения.
  3. Владеет собой в экстренных ситуациях.
  4. Смысл жизни — действие и развитие.
  5. Следует за своей мечтой.
  6. Умеет убеждать.
  7. Ему хотят подчиняться.
  8. Вызывает эмоциональный отклик.
  9. Умеет формулировать свои мысли.
  10. Обладает притягательности, независимо от качеств внешности.

Функции

Функции зависят от группы, которой лидер руководит, но выделяются основные моменты:

  1. Объединение интересов на основе базовых ценностей.
  2. Регулирует отношения внутри группы.
  3. Планирует.
  4. Источник поощрений и наказаний.
  5. Достижение целостности социальных интересов.
  6. Освобождение членов группы от ответственности.
  7. Представляет интересы группы вовне.
  8. Политическая.
  9. Административная — разработка, планирование, наблюдение за деятельностью.

Примеры

В истории мы можем увидеть множество примеров лидеров:

  • Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании;
  • Франклин Рузвельт, политический деятель, 32 президент США;
  • Маргарет Тэтчер, премьер-министр в Великобритании;
  • Джон Рокфеллер, американский предприниматель, миллионер;
  • Генри Форд, изобретатель, основатель Ford Motor Company.

Функции руководства

понятия руководителя определяется совокупностью его функций.

Феномены лидерства и руководства в малой группе исследуются уже не первую сотню лет, поэтому за это время было предложено, доказано и опровергнуто множество самых разных классификаций этих функций.

Придерживаться единого мнения в данном вопросе достаточно сложно, так как на практике все функции так или иначе переплетаются друг с другом. Можно привести следующий перечень основных функций руководства:

  • Организация управленческой деятельности.
  • Определение целей для малой группы, а также прогнозирование, планирование результатов, информации, решений, организация массовой деятельности.
  • Контроль работы и оценка эффективности управления.
  • Дисциплинарная и воспитательная функция.
  • Коммуникативно-регулирующая.
  • Одна из самых существенных функций – это интеграция членов малой группы.

Что касается самих руководителей, то они обычно разделяют свои же функции на две категории – производственные и социально-психологические.

Классификаций функций руководителя великое множество, некоторые из них похожи, некоторые отличаются друг от друга.

Что касается подходов к лидерству и руководству, среди них наиболее интересной считается подход к управлению людьми через организационную деятельность.

Классификация

Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство.

Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди.

Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

  1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
  2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
  3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

  1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
  2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
  3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
  4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
  5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
  6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
  7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

Источник: https://bolezn.info/psihologiya-i-psihiatriya/spetsifika-liderstva-v-bolshih-i-malyh-gruppah-kak-opredelit-lidera-v-kollektive.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.