Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Содержание

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Дисграфия – это специфические расстройства обучения, из которых ребёнок не в состоянии писать слова правильно и понятно. Как правило, первые симптомы заболевания заметны у ребенка после первых нескольких лет начальной школы, потому что изначально беспорядок в записях объясняется усталостью от обучения.

Что такое дисграфия – особенности и типы

Дисграфия проявляется трудностями в обучении правильному и понятному написанию от руки. Она, вместе с дислексией, дисорфографией и дискалькулией является частью специфического расстройства обучения, а также называется расстройством письменной речи, потому что проявляется нарушением в написании графики, букв, цифр и фигур.

Как правило, расстройство возникает в третьем классе. В течение двух предшествующих лет, как правило, не придают большого значения этой проблеме, приписывая проблемы с написанием букв усталости от обучения.

Навык написания не появляется автоматически, как сам язык, он требует усилий и наличие ряда факторов, тесно связанных между собой, таких как уровень интеллекта, развитие моторики, латерализация (связь глаз-рука), организации пространства-времени, фонологического кодирования (способность сопоставлять звуки графическим знакам).

Как правило, в третьем классе эти функции хорошо зафиксированы и письмо от руки становится автоматизированным, однако, если возникает неисправность одного из факторов, упомянутых выше, возникает аномалия, более или менее серьезная.

При поверхностном анализе дисграфия может показаться вторичным расстройством и совершенно незначительным, но, на самом деле, это совсем не так.

По сути, дисгарфия может поставить под угрозу способности ребенка изъяснять свои идеи, приводит к плохой успеваемости в школе ребенка, который не в состоянии выполнить задачи как в школе, так и дома. Такие трудности, часто путают с вялостью или ленью.

Дисграфия встречается довольно часто – поражает до 10% детей, преимущественно мужского пола, и, если не будет своевременно обнаружена, с течением времени ухудшается и становится большой проблемой, так как обуславливает состояние дискомфорта и отчуждения, что даже может вызвать отказ от школы.

Типы дисграфии

Существуют несколько критериев для классификации дисграфии, которые исходят из того, на что похожа запись букв, например:

  • жесткая дисграфия: почерк напряженный, резкий, с наклоном вправо, буквы узкие и высокие;
  • расслабленная дисграфия: неровный почерк с маленькими и округлыми буквами;
  • импульсивная дисграфия: поспешный почерк с буквами плохо распределенными по строкам и различного размера;
  • неуклюжая дисграфия: беспорядочные и стертые буквы, разного размера;
  • медленная и точная дисграфия: почерк хорошо отформатирован и очень качественный, однако, дети с такой формой дисграфией пишут слишком медленно.

Сегодня принято различать типы дисграфии исходя из формы нарушения:

  • лица с нарушениями пространственной организации имеют почерк с пересекающимися или чрезмерно расставленными буквами, пишут не соблюдая строк и полей, по восходящей или нисходящей кривой;
  • лица с постуральными нарушениями пишут жестко держа ручку и очень давят на лист;
  • лица с трудностями в управлении двигательной активностью пишут быстро, без сохранения траектории и направления, с буквами различных форм и нечитаемые.

Как проявляется дисграфия – симптомы

Дисграфия обычно проявляется в отсутствии реального научения письму. Трудностями в графическом воспроизведении букв, цифр и даже простых рисунков:

  • ребенок с дисграфией использует ручку неправильно;
  • пишет отрывисто, без плавности и координации, таким образом, чрезмерно быстро или медленно;
  • оказывает слишком сильное давление на лист, может проткнуть страницу и перейти на окружающие листы. Чрезмерное напряжение мышц вызывает раздражающие и болезненные спазмы.

В результате таких нарушений искажается размер и пропорции букв, расстояние между буквами и словами, интервал между строками, поэтому почерк получается «грязный» или нечитаемый:

  • буквы могут быть разных размеров: очень большие или слишком маленькие, неравные, изуродованные, заполненные орнаментом или с телами эллипсоидной формы, не полностью закрытыми;
  • пространство между словами постоянно изменяется, то слишком широкое, то слишком близкое;
  • пишущий не соблюдает выравнивание в строках, происходит подъем или спуск строчки, буквы выходят из строк и иногда даже с листа;
  • часто нормальный ход слева направо, меняется на справа налево;
  • также в записи цифр и рисования мелких геометрических фигур неправильно могут быть воспроизведены цифры (без закрытия линии или со скруглением углов).
  • не может переписывать текст или записывать под диктовку, потому что это предполагает двойную нагрузку: визуальное или звуковое декодирование слов, и последующая их запись.

В дополнение к письму ребёнок с дисграфией может иметь трудности в повседневной жизни, которые возникают из снижения способности координации движений и меньшей способности к организации в пространстве-времени.

В результате, ребёнку с дисграфией трудно выполнять даже простые операции, такие как:

  • завязать шнурки;
  • одеваться;
  • порезать мясо;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться во времени;
  • читать часы.

Причины дисграфии

В настоящее время ещё не установлена точная причина или причины дисграфии. Были сделаны различные предположения, но дискуссия всё ещё открыта. Предположение, которое привлекает большинство экспертов, заключается в том, что дисграфия является нарушением мозгового механизма, который позволяет осуществлять переход между понятиями звука и символа (от фонемы к графеме).

Скорее всего, существуют разные причины и разные аспекты «плохого» почерка. Это может зависеть от:

  • проблем в координации движений: что делает трудными целенаправленные движения;
  • неполная латерализация, то есть процесс, который координирует работу рук и глаз, и позволяет выполнять движения синхронизированные между видением и реализованным ввиде графики;
  • трудности ориентации во времени и пространстве;
  • расстройства дефицита внимания, характеризуется низким уровнем внимания;
  • слишком раннее обучение письму, когда у ребёнка ещё не созрели полностью все процессы, которые контролируют такого рода обучение;
  • также это может быть выражение глубокого расстройства, эмоционального характера.

Некоторые ученые видят причину дисграфии в генетических отклонениях хромосомы 6, но эту теорию ещё следует доказать.

Как сделать правильный диагноз

Диагностику дисграфии проводит группа специалистов: психоневролог, логопед, психолог, которые, впоследствии, должны координировать терапию, в сотрудничестве с учителями школы и семьёй.

Диагностический протокол обеспечивает несколько уровней анализа, призванные дифференцировать дисграфию от других проблем с обучаемостью.

С помощью специальных тестов, на самом деле, оцениваются:

  • когнитивные способности ребенка, отражающие уровень IQ;
  • умение читать, чтобы отличить дисграфию от дислексии;
  • способность к письму для различения дисграфии и дисортографии, последняя касается правильности письма на основе преобразования фонемы в графему;
  • логическо-математические способности для различения дисграфии и дискалькулии, это расстройство, которое вызывает трудности в подсчете и в расчетах.

Упражнения для восстановления ребенка с дисграфией

Как в диагностике расстройства, так и в терапии должна участвовать команда специалистов (психолог, логопед, психоневролог), которая будет наблюдать за ребёнком и взаимодействовать с семьей и учителями в школе.

Как правило, программа восстановления калибруется согласно психологическим особенностям пациента, и, следовательно, меняется от случая к случаю.

Но такая программа всегда включает два пути:

  • Один направлен на восстановление автоматизации базовых навыков, которых не хватает ребёнку (восприятие, организация пространства и времени, координация зрения и движений, зрительно-моторная организация, поддержание равновесия, расслабление мышц).
  • Другой направлен на восстановление и улучшение формы письма.

Программа восстановления базовых навыков включает ряд упражнений, которые охватывают всё тело ребенка, что приводит к приобретению способности правильных целенаправленных движений.

Упражнений для восстановления формы письма могут быть облегчены за счет использования специальных тетрадей, блокнотов, которые имеют разноцветную структурированную разметку листов, что способствует пространственной организации текста.

Такие тетради, как правило, выпускаются для трёх уровней:

  • Одни учат письму печатными заглавными буквами. Тетрадь имеет цветные вертикальные полосы, чтобы ограничить пространство, в пределах которого можно писать букву, и довольно большие горизонтальные, для написания писем печатными буквами в строку.
  • Другие учат написанию прописных букв. Имеют более тонкие вертикальные и горизонтальные линии.
  • Третьи позволяют перейти к записи слогов. Горизонтальные строки становятся ещё мельче, чтобы привести размер записи к норме.

Успех программы основывается на том, чтобы установить необходимые упражнения как какую-то игру, что ребёнок не уставал от монотонных действий, с удовольствием преодолевал трудности обучения.

Для успешной терапии также важно, чтобы ребёнок либо осознавал свои проблемы. Таким образом, он будет чувствовать себя удовлетворенным от небольших успехов.

Работу по восстановлению качества письма следует сопровождать и интегрировать с соответствующими упражнения на чтение и написание.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/disgrafija_u_rebjonka/3-1-0-606

Примеры упражнений при заболевании дисграфия у детей

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения.

Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать.

Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Как помогают упражнения при дисграфии

Дислексия и дисграфия очень схожи по этимологии и проявлениям, поэтому коррекция и упражнения для них могут подбираться одинаковые. Такие специфические расстройства у детей проявляются в нарушениях использования графики, знаков, букв и других фигур на бумаге.

Обычно симптомы дисграфии начинают настораживать родителей в конце 2го, в начале 3го класса, когда, по норме образования, у ребенка уже должен быть полностью сформирован навык письма. Иногда проявление болезни воспринимается за лень и нежелание обучаться, такой подход загоняет в угол, и навыки начинают еще сильнее ухудшаться из-за давления родителей.

Дисграфия у детей младшего школьного возраста чаще встречается у мальчиков, упражнения с логопедом и дома помогут скорректировать проблему.

В программе коррекции существует два подхода:

  1. Первый поднимает базовые навыки восприятия пространства: координация движений и т. д. Сюда входит система упражнений, которая помогает восстановиться координации мышц всего тела, что помогает приобрести способность правильно двигаться.
  2. Второй восстанавливает функцию письма, помогает ребенку понять пространственную организацию письменного текста.

Логопеды работают с помощью целой системы упражнений, которые помогают добиться четкой артикуляции, силы голоса, установления темпа речи, развивают мелкую моторику пальцев, что помогает устранить дисграфические ошибки при письме. Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Важно! Логопедические упражнения могут быть хорошей профилактикой подобных нарушений, если начать их в дошкольном возрасте. Можно водить малыша в логопедические группы детских садов или на индивидуальные занятия.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Цели и результаты тренировок

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при оптической дисграфии придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.

Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);
    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.

Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/uprazhneniya-pri-disgrafii.html

Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено.

Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания.

Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком  результат будет скорым. 

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий.

Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых – найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны.

Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка».

Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е.

дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка.

Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись» 

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух.

Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот »…

“, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “…”, вторая “…”), соединенные союзом «и»”.

Чтение “Вверх ногами”

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием – чтение по отражению текста в зеркале.

“Пропущенные буквы”

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__.

Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти…

М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__.

__аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__.

В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__.

Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Скачать лабиринты можно тут >>

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени. 

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Диктанты для начальной школы >>

:  5 / 5

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1172-zadaniya-na-razvitie-vnimaniya-dlya-detej-s-disgrafiej.html

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.

Вместо “п” пишет “б”, вместо “т” — “д”, неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните “предложение” — “бретлошение” и “предложение” — “придложение”. В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.

В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого “дисграфик” не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не “пройдет само”. Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsAppНа правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая “не ходит одна”: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов (“хороший кошка”, “красивый солнце” и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить.

Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.

Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки.

Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение.

В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что “дисграфик” очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/156-1-0-5018

Профилактические мероприятиия дисграфии у дошкольников

Дисграфия у ребёнка – упражнения для обучения правильному письму

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Дисграфия в большинстве случаев диагностируется одновременно с дислексией, поскольку механизм развития указанных речевых расстройств идентичен.

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе.

Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому маленькому пациенту требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Характеристика нарушения

Дисграфия основывается на недоразвитии способностей различать и сопоставлять предметы, ориентироваться в пространстве, проводить анализ и синтез. В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно.  Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность.

Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.

Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки:

  • Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т».
  • Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л».
  • Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а».
  • Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания.

Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков.

Важно завершить коррекцию до начала обучения письму.

С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.

Логопед в детском саду проводит углубленное исследование свободной речи дошкольников. Коррекционные упражнения направлены на создание четких стереотипов произношения слов.

Это помогает малышу овладеть не только устной, но и письменной речью. Воспитатель проводит занятия по развитию способностей пространственного и образного мышления.

По окончании коррекционной работы малышей повторно тестируют для определения уровня сформированности речи.

Как и любое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем затем скорректировать. Поскольку обычного школьного обучения грамоте недостаточно для устранения расстройства речи.

Логопедическая работа направлена на формирование высших психических функций, которые требуются для овладения навыками чтения и письма.

Для этого проводят коррекционные занятия, включающие дидактические игры и выполнение специальных упражнений. Направлены логопедические занятия на развитие у дошкольников:

  • понятий о геометрической форме предмета, его цвете и размере;
  • зрительной памяти (для этого ребенка просят назвать, какой предмет пропал или нарисовать увиденную картинку по памяти).

Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)).

Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников

Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи. Для повышения внимательности, умения концентрироваться:

  • просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
  • разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
  • найти предмет нужной геометрической формы;
  • выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
  • найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
  • угадать контур чего изображен на картинке;
  • найти силуэт к каждому изображению;
  • на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
  • назвать предметы, нарисованные друг на друге;
  • выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
  • отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
  • отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
  • найти ошибки на рисунке;
  • отыскать «спрятанные» изображения;
  • сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
  • соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
  • узнать, что нарисовано по деталям;
  • ответить, какая картинка или предмет исчезли;
  • правильно найти выход из лабиринта.

Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:

  • посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
  • посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
  • найти картинке пару;
  • запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
  • найти отличия в двух похожих изображениях;
  • запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).

Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:

  • показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
  • показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
  • вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;
  • указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
  • выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
  • продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
  • дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
  • назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
  • не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
  • без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
  • нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
  • карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
  • прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.

Также на групповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов).

Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого малышей учат:

  • распознавать, называть буквы и пары букв;
  • искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
  • дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
  • искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
  • находить слоги или слова в печатном тексте;
  • составлять слово из предложенных букв;
  • вставлять в слово пропущенную букву (слог).

Перечисленные упражнения направлены на развитие и закрепление умений распознавать буквы, что предшествует обучению чтению и письму. Логопед старается заинтересовать ребенка, поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием дидактических картинок. При этом результат достигается незаметно, но полученные навыки закрепляются навсегда.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/profilaktika-disgrafii-u-doshkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.