Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Принцип системности

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Неотъемлемой частью современной научной теории является принцип системности. Это объяснительный принцип научного познания, без которого невозможна ни одна наука. В целом системный подход подразумевает особую позицию исследователя и арсенал средств, которые фиксируют изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся.

Специфика системного познания заключается в возможности описания и объяснения целостных образований действительности. Системная природа психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении.

Психические явления, включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ и позволяют им гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире.

Идея системности имеет многовековую историю познания и как методологический регулятив системный подход был «изобретен» не философами. Прежде чем произошло теоретическое осмысление принципа, он реально направлял исследовательскую практику, включая лабораторную и экспериментальную работу.

Принцип имеет рабочий смысл и заключается в том, что исследователь в любом компоненте усматривает одно из приспособлений, которое решает главную задачу – удержать её в равновесном состоянии.

Из исследований биологического гомеостаза Кенноном были выведены «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» – систем в отличие от «не систем». В образе гомеостаза принцип системности оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках – в учении о биоценозах, в генетике, кибернетике, социологии и психологии.

Принцип системности гомеостазом не исчерпывается, хотя и служит одним из его эвристически сильных воплощений. Психическая организация – это живущий сам по себе системный объект, а эволюция научной мысли, в ходе которой возникали различные теоретические конструкты, должна была объяснить, как устроена эта организация, из каких частей состоит, как они связаны между собой.

Любое знание должно быть выстроено по определенной логике, чтобы отдельные его части складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности.

Далеко не все концепции выдерживали испытание этим критерием, а чтобы выяснить специфику знаний адекватности принципу системности, надо сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий.

Выделяется пять таких типов: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм:

Холизм

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение

В переводе с греческого, холизм – это целый, весь. Он абсолютизирует фактор целостности, как первичное, не из чего не выводимое начало. Подобное начало в психологии выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание и личность являются системными целостностями.

Термин холизм был введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция», вышедшей в 1926 г. Целостность в холизме трактуется как высшее философское понятие, которое синтезирует в себе объективное и субъективное. Высшая конкретная форма органической целостности, согласно холистическому подходу – это человеческая личность.

Данный подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы. В этой системе каждый элемент находится во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, получается, что изучение каких-либо элементов и их выделение по отдельности возможны только в абстракции.

Проблемность данного подхода состоит в исключительной сложности целостного описания психологической феноменологии. В качестве его парной категории выступает атомизм.

Холизм в современной психологии

Принцип целостности человеческого разума выдвинула гештальтпсихология в первой половине XX века, представители которой утверждали, что субъективное переживание есть феноменальное выражение электрических процессов в головном мозге. Сознание они понимали как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. А если это так, значит, разум стремится к целостности во всех своих действиях.

Открытое новейшими отраслями психологии понятие целостности, значительно превзошло эту концепцию. Радикальным отходом от классической теории было открытие того, что общая сфера разума и сознания неуловимо и эффективно формирует взаимосвязанное целое.

Картина мира, с точки зрения классики, формируется у человека благодаря информации, которую органы чувств поставляют в мозг. Это значит, все то, что человек воспринимает разумом, сначала должно быть пропущено через естественные сенсоры. Современные психологи и психиатры сегодня говорят, что это не так и иногда сознание человека информируется через трансперсональные элементы.

Результаты исследований показывают, что эти трансперсональные формы информации действительно поступают в человеческий мозг и попытки объяснить это отклонениями приборов, хитростью объектов исследования, ошибками экспериментаторов, оказались бессильными.

Наука XXI века развивает холистическую картину реальности. Холизм современной физики, биологии, новейших отраслей психологии придает новую легитимацию холистической концепции мира на основе великих культурных традиций, поэтому холизм новой цивилизации будет иметь как научную, так и культурную основу.

Элементаризм

Данная система строится из элементов, которые взаимодействуя между собой, приобретают новое качество, как части целого и утрачивают его, выпадая из целого.

Элементаризм без внимания оставляет интегральность системы, считая самодостаточной величиной каждый из её компонентов.

По типу соединения представляются её связи с другими такими же величинами, но при входе в соединение они не испытывают существенных преобразований.

Такой стиль мышления в психологии ориентирован на механический способ объяснения природы, т.е. взаимодействию неделимых частиц. Это привело к поискам неделимых элементов в запутанной «материи» сознания.

За первоэлементы психической жизни, в концепциях, ориентированных на сенсуализм, принимались ощущения и простейшие чувствования. Представители структурализма предлагали программу выявления сенсорных «атомов», из которых выстраивается структура сознания, с помощью эксперимента.

Другие ответвления элементаризма вычленяли другие психические «атомы» – акты, функции, реакции. Ученые, стимулировавшие разработку концепций или отвергавшие структурную организацию душевной жизни, были не удовлетворены этими вариантами, что порождало дискуссии.

Эклектизм

Эклектизм, как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, несовместимых друг с другом идей и положений, является антиподом системности.

Разрабатывая свою теорию физиологической психологии, В. Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, которые соединяются посредством ассоциаций. Позже он увидел ограниченность этой схемы и в качестве «верховного» организатора процессов сознания ввел особую волевую силу – апперцепцию. Джемс считал, что эти два способа несовместимы.

Человек, как объект, является целостностью, поэтому возникает реальная потребность в том, чтобы собрать воедино известное о различных параметрах объектов, являющихся целостностями.

Редукционизм

Принципу системности в психологии противостояла еще одна установка, получившая название редукционизма, сводившая целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, предпринимались попытки:

  • Свести такую умственную операцию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий – физиологический редукционизм;
  • Свести личность к совокупности общественных отношений – социологический редукционизм;
  • Познавательную активность описать как прием и переработку информации – кибернетический редукционизм.

Аппарат собственных психологических понятий обогатился благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, в результате обращения к физиологии, социологии, кибернетике. Все обращения эффективными будут тогда, когда не приведут к «истреблению» этих понятий.

Биологическая система – это организм, а общество система социальная, с ними, безусловно, связана психологическая система, которая имеет свой строй и закономерности преобразования.

Внешний методологизм

О том, что есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их, писал еще Л.С. Выготский. Методологию сравнивают с костяком, скелетом в организме животного.

Такие животные, как улитка и черепаха свой скелет носят снаружи и их можно отделить от костяка. Тогда они останутся малодифференцированной мякотью.

Высшие животные носят свой скелет внутри, который является их внутренней опорой, костью каждого движения.

Работой каждого элемента «организма» науки управляет высшая методология. Она управляет каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов. Существуют методологии, выполняющие защитную, а не рабочую функцию, наподобие панциря черепахи.

Примером такой психологии советского периода была философия диалектического материализма. Диалектический материализм был методологическим прикрытием процесса производства знаний.

Этот процесс шел без реального конструктивного участия прочного внешнего прикрытия, не способного управлять внутринаучным поиском.

Советская психология, лишившись этого прикрытия, оказалась той «малодифференцированной мякотью», которая не имела истинно системной организации.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/princip_sistemnosti/

Как принцип системности зародился в психологии. Малая депрессия — дистимия

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.

В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.

Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.

Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.

Существует несколько несистемных теорий

Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:

  1. Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
  2. Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
  3. Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
  4. Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
  5. Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.

  Стоит ли учить китайский язык: где можно применить свои знания

Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.

Как в психологии зародился принцип системности

Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.

Ученые называли человека самоуправляемой машиной

В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.

Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.

В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.

Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.

Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.

Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.

Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.

  Кем можно стать, когда на руках только аттестат о среднем образовании

Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.

Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.

Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.

Системный подход в области психоанализа

Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.

Источник: https://GolovaNeBoli.ru/psihologiya/chto-znachit-printsip-sistemnosti-i-kakuyu-rol-on-sygral-v-psihologii.html

Что такое принцип системности в психологии?

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Теория системы в основном является биологической теорией и основана на том, что все организмы являются одной системой, состоят из подсистем и предполагают родительские системы.

Определение и примеры принципа детерминизма в психологии вы найдете в нашей статье.

Что такое системное мышление?

Системное мышление устанавливает связи между различными элементами таким образом, чтобы они соответствовали друг другу как единое целое.

Это мышление, при котором человек имеет возможность устанавливать связь между предметом и явлением; выявлять закономерности, прогнозировать проблемы и решать их.

Термин используют в педагогике и практической психологии.

Системное мышление уже с самого начала человеческих мыслей перешло в сознание человека. Не вчера замечено, что все течет, все меняется, что это уже когда-то было.

Именно появилась идея, чтобы мир разделить мысленно на части, и каждую исследовать отдельно. Такой способ восприятия и изучения мира в конечном итоге был назван редукционизмом. Это ключевой способ познания нового.

Однако наш мир состоит из множества сложных взаимоотношений и взаимосвязей.

Системное мышление обеспечивает перспективу, которая, рассматривает, как различные компоненты влияют друг на друга неожиданными способами.

Так, например, использование пестицида ДДТ для уничтожения комаров привело к ряду непредвиденных побочных эффектов. К их числу относятся уничтожение нескольких видов птиц, питающихся комарами, и появление комаров, устойчивых к ДДТ.

В организациях системное мышление приносит мощные инструменты и просвещенные перспективы в организационную диагностику, решение проблем, стратегию и лидерство.

Понятие системного подхода

Система — сообщество идей и принципов с логической целостностью и согласованностью.

Это механизм, который функционирует в соответствии с целыми или конкретными правилами, представляющими собой части, содержащиеся во взаимных отношениях и взаимодействии.

Он обрабатывается в двух направлениях: в виде открытых и закрытых систем. В психологии понятие системного подхода обозначает выделение высших и низших функций, определение различных сторон личности, рассмотрение психики человека, как некой подсистемы.

Теория системы является одним из ряда теоретических разработок, которые развиваются в противоположность психодинамической теории, и выступает против ее неспособности адекватно решать концепцию социальной.

Люди становятся системными мыслителями не потому, что системное мышление настолько круто. Они делают это потому, что обнаруживают, что линейное мышление не отвечает на их вопросы.

Линейное мышление — это причинно-следственное мышление: одна причина имеет один эффект. Иногда это работает адекватно, как когда у вас заканчивается газ и ваша машина останавливается.

Ваш автомобиль остановился (эффект), потому что у него не было газа (причина). Если вы снова заправитесь, ваша машина заведется. Линейное мышление достаточно эффективно в решении такого рода задач.

В настоящее время мы знаем, что независимо от дисциплины:

  • мир и воспринимаемые в нем явления мы можем рассматривать как взаимоотношения и сеть взаимных влияний;
  • объекты мира, влияющие друг на друга, создают динамические шаблоны взаимодействия;
  • стандарты взаимодействия влияют на поведение объектов, составляющих систему, формируя их структуру;
  • нет лучшего метода, и различные действия могут привести к полезным изменениям;
  • изменение одного элемента системы может вызвать большие изменения в его всестороннем действии.

Основоположники

Теория систем была предложена в 1940-х годах биологом Людвигом фон Берталанфи и поддержана Россом Эшби в 1964 г.

Фон Берталанфи выступал против редукционизма и пытался возродить единство науки. Он считается основателем и главным автором общей теории систем и считал, что модель общих систем может быть использована для объединения науки.

В 1968 году написал, что система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов и что они открыты и взаимодействуют со своей средой.

Кроме того, они могут приобрести качественно новые свойства через возникновение.

Таким образом, они находятся в постоянной эволюции.

Когда речь идет о системах, это также обычно означает, что они саморегулируются через обратную связь.

Ранние авторы этой теории включали Кеннета Боулдинга, Ричарда Джонсона, Фримонта Каста и Джеймса Розенцвейга.

Теория систем начала оказывать сильное влияние на управленческую мысль в 1960-х годах как способ мышления об управлении методами, которые позволили бы менеджерам связывать различные специальности и части компании друг с другом, а также с внешними факторами окружающей среды.

Родоначальником системного подхода в советской психологии считается Б.Ф. Ломов — талантливый и известный психолог.

Он организовал Институт психологии АН СССР и возглавил его. Однако, в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурии о системном подходе упоминается намного раньше.

Принцип системности в психологии

В психологии принцип системности заключает в себе изучение различных психических явлений, когда эти явления рассматриваются как система, обладающая структурной организацией.

Благодаря этой организации свойства и качества каждого из элементов определяются его местом в общей структуре.

При этом психические процессы структурированы в многоуровневую систему, а ее элементы приобретают новые свойства.

Потребности человека — это системы, отделяющиеся от широких систем, в которых человек также является частью семьи, небольших групп, общества и различных социальных организаций (школа, церковь и т. д.).

Все люди часто являются членами различных широких систем с конфликтующими требованиями от них. Эти системы являются частью окружения каждого человека. Теория социальной системы — это теория, которая принимает понимание и определение потребностей этих систем.

Теория системы важна для социальных работников с точки зрения обеспечения концептуализированного перехода между отдельными лицами, семьями, небольшими группами, учреждениями, сообществами и обществом.

Понимание общественного порядка, человека и его вмешательства, и контроль над ним возможны только с пониманием взаимосвязи подсистем внутри системы и между ними.

Чтобы справиться с изменениями окружающей среды в случае изменения внешних условий окружающей среды, система должна вносить изменения в функции подсистем на месте, пытаясь обеспечить продолжение порядка.

Это называется динамическим балансом. Существует также тенденция гомеостатии стабилизировать систему.

Ролью называется культурно ожидаемое поведение от людей.

Поскольку каждый из людей находится в нескольких системах, им также необходимо выполнить несколько ролей.

Например, если женщина учительницая в школе, она может быть женой в семье, а также матерью.

Реализация принципа

Один из способов начать переход от линейного мышления к системному — это практика определения того, является ли что-то проблемой или просто симптомом чего-то более глубокого.

Линейное мышление имеет тенденцию сосредотачиваться на решении поведения поверхностного уровня или симптомов.

К сожалению, устранение симптома не решит проблему. На самом деле, это может ухудшить ситуацию и вызвать последствия в других частях организации.

Менеджер, принимающий системный подход мышления будет работать, чтобы понять основную проблему, прежде чем решать любой из симптомов. Обычно, если истинная проблема решена, симптомы также будут устранены.

Концептуальная структура, используемая для применения социальных услуг, должна помочь в индивидуальном контексте ситуации заявителю и социальным работникам понять проблему и решить ее.

Вместо того чтобы устанавливать отношения причинно-следственных связей теории системы, это помогает человеку и ситуации в целом во взаимоотношениях друг с другом. Человек является целым в общей структуре.

Взаимодействие его индивидуальности с окружающей средой находятся в сложных отношениях. Эти динамические отношения, взаимодействия и организационные шаблоны важны для функциональности человека.

Если окружающая среда и человек оцениваются отдельно, проблема социальной функциональности не может быть адекватной. И наоборот, сложные взаимодействия между отдельными и социальными системами — это понимание.

Однако для понимания динамики, процессов и взаимодействий системы в целом необходима структура. Эти проблемы понимания можно рассматривать как патологию личности и семьи.

Нефункциональные семейные термины не подходят для системного взгляда, потому что эти понятия не отражают взаимодействующий характер личности, семьи и окружающей среды.

Каково понятие и значение эмпирической валидности в психологии и психодиагностике? Читайте об этом здесь.

Системная психотерапия

Системное мышление в психологии появилось в 50-е годы XX века и тесно связано с развитием терапии семей.

Именно тогда начали рассматривать психические расстройства членов семьи, как трудности, с которыми борется вся семья.

Конечно, в рамках системного мышления существуют различные подходы, различные направления, однако они совпадают в основных вопросах:

  • система заботится о том, чтобы не рассыпаться. Поэтому поведение членов семьи, которое на первый взгляд направлено против системы, негативно обозначенное, отмечает его положительную роль;
  • вторым явлением является понятие, взятое из биологических наук, То есть, следующие изменения у одного члена системы оказывают влияние на других его представителей.

Отсюда в работе с семьями, большой акцент делается на том, как поведение каждого человека связано с поведением других (также в форме обратной связи).

На системы можно смотреть с самых разных точек зрения. Исследуется то, насколько система позволяет индивидуализировать, насколько возможно уходить из семьи и быть другим, чем остальные ее члены.

С другой стороны, насколько отдельные члены семьи дружат, делятся эмоциями, говорят о сложных вопросах.

Какие убеждения преобладают в семье, формируются ли между поколениями (например, коалиции — родитель с ребенком против другого родителя), насколько один человек фокусируется на себе, выражает трудности всей семьи, насколько выполняются убеждения, которые семья приобрела в ходе своего развития, и каковы эти убеждения.

Таким образом, часто исследуется генограмма, особый тип генеалогического дерева, на котором нарисованы любые, также неформальные отношения, важные для семейных событий. Она оценивает качество и силу отношений между членами семьи и многое другое.

Сначала, когда люди начинают думать в системах, они могут найти этот способ немного хаотичным. Они становятся подавленными количеством переменных и думают, как сделать то, чего не знаешь, и какой эффект будет иметь их вмешательство.

Такого рода мышление является нормальным и обычно уступает место чувству более глубокого понимания, когда человек начинает изучать различные принципы поведения систем.

Эта статья предлагает сделать первый шаг для понимания системного мышления.

Отличие системного подхода от психологии и тренингов:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/bez-rubriki/printsip-sistemnosti-v-psihologii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.