Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Содержание

Амбидекстр – плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – человек, у которого гармонично развиты левое и правое полушарие головного мозга, но означает ли это гармоничное развитие и в чем особенности таких людей? Амбидекстрию можно развить – это полезно и левшам, и праворуким. Интуиция, образное мышление наравне с железной волей и логикой помогают быть успешным в любых видах деятельности.

Амбидекстр – что это такое?

Амбидекстр это – человек с одинаково развитыми функциями обеих рук (лат. ambi – оба, dexter – правый), правая и левая рука – обе ведущие. Амбидекстрия подразделяется на врожденную и приобретенную в ходе специальных упражнений и тренировок.

Примечательно, что наблюдения за детьми показали, что приблизительно до 5-6-летнего возраста все дети одинаково успешно пользуются в своей деятельности двумя руками, что позволило предположить, что человек рождается амбидекстром, затем под влиянием социума формируется ведущая правая рука и развивается левое полушарие.

Амбидекстр – психологические особенности

Амбидекстр – что это за человек, и как амбидекстрия влияет на мозг? Эти вопросы до сих пор во многом являются открытыми, потому что таких людей очень мало на планете Земля – всего 1% от общего количества.

Изучение психологических особенностей ведется в основном методом наблюдения, снятием энцефалограммы и посредством анализа графологами почерка.

Амбидекстры обладают противоречивой натурой, неврастеничны и очень обидчивы на протяжении всей жизни, но среди них много гениальных, тонко чувствующих людей являющих миру что-то ценное: научные открытия, произведения искусства.

Амбидекстрия – плюсы и минусы

Амбидекстры гениальны – так утверждают исследователи. У такого явления как амбидекстрия, есть свои положительные и отрицательные аспекты, на которые стоит обратить внимание родителям. Плюсы данного феномена:

  • высокая производительность в действиях;
  • успешность в многозадачных направлениях;
  • сильная воля развита наравне с высокой интуицией;
  • быстрая оценка ситуации (происходит обработка информации сразу двумя полушариями);
  • мгновенно принимают сложные решения;
  • могут писать разные тексты сразу двумя руками, рисовать одновременно разные картинки.

Минусы амбидекстрии, явно проявляющиеся в детском возрасте:

  • рассеянность;
  • гиперактивность с дефицитом внимания;
  • до 12 лет сложное усваивание новой информации;
  • быстрая утомляемость;
  • плаксивость;
  • высокая критичность по отношению к себе;
  • сложности в изучении иностранных языков;
  • частые головные боли по типу мигрени;
  • неврастении;
  • повышенная нервозность и обидчивость.

Амбидекстрия – причины

Амбидекстрия – это чаще врожденная особенность, проявляющаяся у 0,4% людей. Причины появления амбидекстров до конца не ясны. Ученый –генетик В. Геодакян, создатель эволюционной теории ассиметрии мозга и парных органов провел огромное количество исследований, проанализировал статистические данные и выяснил, что амбидекстрия характерна для:

  • недоношенных детей;
  • близнецов;
  • ослабленных новорожденных.

Причины врожденной амбидекстрии:

  1. Генетическая. Наличие гена LRRTM1, который также ответственен за развитие шизофрении (среди шизофреников большее количество амбидекстров).
  2. Во время развития плода левое полушарие в какой то момент начинает развивается быстрее и интенсивнее, чем правое. Внутриутробная гипоксия или другие неблагоприятные факторы влияющие на плод вызывают угнетение развития левого полушария и такой младенец рождается левшой или амбидекстром.

Амбидекстр – признаки

Люди амбидекстры – яркие личности, успешные сразу в нескольких сферах жизни. Признаки амбидекстрии специфичны и распознаются в ходе наблюдения ребенка или взрослого за работой:

  • пишут свободно и левой и правой рукой, особенностью является разный почерк;
  • разные мелкие манипуляции, движения требующие точности успешно выполняются обеими руками;
  • в поведении может явно прослеживаться, что в человеке уживаются как бы две противоречивые личности.

Амбидекстрия – как развить?

Развитие амбидекстрии предполагает, что человек начинает лучше использовать заложенный в нем творческий потенциал за счет формирования новых нейронных связей и гармонизации полушарий головного мозга.

Правши начинают развивать в себе интуитивные способности, а левшам, иногда не достает логического обоснованного мышления, который есть в избытке у правшей.

Тренировки и упражнения помогают достичь и тем и другим своих целей.

Амбидекстрия – упражнения

Развитие амбидекстра в себе – это не так уж и сложно. Дисциплина и каждодневная практика через некоторое время дадут результаты. Упражнения для развития второй руки и синхронизации обоих полушарий:

  • часть времени выполнять обычную повседневную работу «слабой» рукой (правши – левой, левши – правой);
  • жонглирование – помогает задействовать одинаково обе руки;
  • вышивание попеременно обеими руками;
  • обучение игре на музыкальных инструментах: фортепиано, баян, аккордеон;
  • практика десятипальцевой печати на клавиатуре;
  • одновременное рисование на двух листах бумаги: правая рука рисует квадрат, левая – треугольник;
  • «зеркальное рисование» – рисование обеими руками одинаковых символов, букв, фигур.

Самые известные амбидекстры

Среди ученых-изобретателей , писателей и людей шоу-бизнеса много гениальных личностей, что позволяет судить, что такое врожденное или наработанное явление как амбидекстрия усиливает в человеке творческий потенциал. Знаменитые амбидекстры:

  1. Гай Юлий Цезарь. Из учебников истории про римского политического деятеля и полководца известно, что он одновременно мог заниматься несколькими делами одновременно, что предполагает в нем амбидекстра.
  2. Никола Тесла. Инженер-изобретатель, нобелевский лауреат исследователь переменного тока и магнитного поля.
  3. Том Круз. Американский актер, сводящий своей ослепительной улыбкой слабую половину человечества – амбидекстр. Одинаково виртуозно владеет обеими руками в различных действиях.
  4. Мария Шарапова. Знаменитая российская теннисистка уверенно играет в теннис что правой, что левой рукой.
  5. Тиль Линдеманн. Фронтмен немецкой группы «Rammstein» обладатель нескольких профессий и освоивший игру на нескольких инструментах тоже входит в небольшой процент людей-амбидекстров.
Реминисценция как феномен психики человека Реминисценция – психический феномен, механизмы которого до конца не изучены. Характеризуется внезапным воспоминанием давнего события, явления или предмета, иногда – это смутное узнавание, о котором, как о таинстве, упоминал древний философ Платон. Эскапизм – что это и как от него избавиться? Эскапизм – психологическое состояние, способное заменить реальную жизнь. В попытке скрыться от суровых серых дней эскаписты живут в своем мире и смотрят на окружающих сквозь «розовые очки», избавиться от которых самостоятельно не всегда удается.
Снобизм – что это такое и как определить сноба? Снобизм делает общение с человеком неприятным, а иногда – невозможным. Сноб выбирает, с кем ему иметь контакты, на каком уровне. К неизбранным относится высокомерно и презрительно. Этот стиль поведения чаще касается одной конкретной сферы жизнедеятельности. Что такое дзен и как его постичь? Ответ на вопрос о том, что такое дзен, способен помочь новичку сориентироваться в учении о буддизме. Это понятие раскрывает высшую точку единения с собственным «я», позволяющего добиться состояния, похожего на катарсис.

Источник: https://womanadvice.ru/ambidekstr-plyusy-i-minusy-ambidekstrii

Амбидекстр

Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью.

Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка.

При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей.

Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, гиперактивность, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная капризность, чрезмерная эмоциональность.

Переучивание и принуждение к выполнению всего одной рукой не исправит ситуацию, а только усугубит, корректировку необходимо производить в моментах выплеска эмоций и с присущей поддержкой, когда человек выполняет успешно задания обеими руками.

Ведь это уникальный дар, который можно развивать, стараясь скомпенсировать негативные сопутствующие особенности.

Кто такой амбидекстр

В последнее время происходят изменения в формировании мозговой активности человечества, и наблюдаются количественные изменения процентного соотношения детей амбидекстров по отношению к тем, у кого развита одна ведущая система восприятия и действования (процент возрастает в своих измерениях от единиц до 10-15%).

И если относительно недавно можно было услышать вопрос «амбидекстр, кто это?», то сейчас это качество стало знакомо, привычно и желаемо. Люди, не получившие данную особенность от рождения, развивают одинаковое владение обеими руками при помощи упражнений, выполнения привычных действий другой рукой и прочее.

Что характерно, изменения не остаются на уровне простого физического функционирования, а влияют на процессы мозговой активности и ее специфики. Те, для кого ведущей рукой была правая, в процессе тренировок замечают развитие не только способности к одинаковому владению, но и открытие творческих задатков, которые раньше не проявлялись даже в глубоком детстве.

Левши же замечают, как стали более способны к структурированию своего времени и планированию дальнейшей деятельности, основываясь на фактическом анализе, а не эмоциональной вспышке.

Амбидекстр особенности своего восприятия мира не может описать как что-то отличающееся от общего, чаще всего можно услышать «мне просто все равно как держать мышку».

Но амбидекстрия касается не только руки, она определяет отсутствие ведущей системы относительно любой системы организма – прицельный глаз, толчковая нога, тонкораспознающее ухо, все это характерно людям с определяющей модальностью и не свойственно амбидекстру.

Они могут писать всегда правой рукой в тетради, но на доске левой, визуальная система будет ведущей левой, а аудиальная правой. В зависимости от обстоятельств или по просьбе, им не составит труда поменять руку (ногу, глаз) и продолжить выполнение работы с тем же качеством.

Из-за перекрестной работы обоих полушарий, амбидекстр особенности своего мировосприятия может обозначать, как знание, без получения информации, интуитивными догадками. Тонкое чувствование мира и великолепные логические навыки помогают анализировать и считывать информацию за доли секунды, благодаря этому сочетанию кажется, что такие люди видят будущее и черпают информацию из пространства.

Амбидекстрия выглядит как особое видение мира, ведь там где привычно наблюдать только одну составляющую (или чувства, или рассуждения) амбидекстр воспринимает целый комплекс понятий.

Поскольку наш мир расщеплен, и мы продолжаем делать все возможное для дальнейшего не пересечения чувств и мышления на одной плоскости, осознать какие психоэмоциональные и нервные перегрузки испытывает человек, воспринимающий картину более целостно и одновременно довольно трудно. Амбидекстрия не только дар, но и проклятие.

Амбидекстрия плюсы и минусы

Отношение к амбидекстрии довольно разноплановое, изначально, при выявлении детей с двуруким развитием такая категория считалась неполноценной, и отмечались нарушения в развитии. На данный момент такая точка зрения признана ошибочной, и амбидекстрия считается вариантом нормального развития.

Безусловно, зачатки возможностей, обусловленные амбидекстрией, могут открыть перед человеком широкие возможности для развития, но сама по себе одинаковая развитость двух полушарий не дает гарантию гениальности, точно также как не дает ее то или иное ведущее полушарие.

Человек может отлично выполнять работу обеими руками, при этом быть достаточно посредственным и не проявлять каких-либо талантов, точно также как и при развитии любого из полушарий не повышается вероятность специфических достижений. В любом случае больше ситуация зависит от личных способностей человека и приложенных усилий.

Хотя при всех иных одинаковых исходных данных и одинаковых приложенных усилиях в ракурсе развития, амбидекстр имеет большие шансы для развития и реализации талантов.

Преимущества развития данного навыка может широко пригодиться в решении бытовых вопросов, при занятии спортом и на спортивных же соревнованиях (уникальность некоторых спортсменов заключается в способности орудовать сразу двумя руками).

Для решения интеллектуальных задач также есть свои дополнительные бонусы, так как умение мозга переключаться с легкостью между полушариями в своей работе позволяет находить нестандартные пути решения, и помогает сохранить интеллектуально-мнестические функции в сохранности до глубокой старости.

Работа мозга, при переменном переключении между полушариями, а иногда при одновременной их работе позволяет человеку увеличить объем долговременной памяти, увеличить скорость и качество восприятия и переработки информации.

Такая особенность психики дает возможность развития мультизадачности, ребенок амбидекстр с легкостью может одновременно думать над несколькими проблемами, что ранее встречалось крайне редко и сопутствовало гениальности личности.

Потенциально, амбидекстр способен на новые научные открытия значительно больше, чем остальные.

Но есть и негативные моменты такой особенности, которые связаны с выбором руки для письма или выполнения другого навыка.

При попадании в стандартную государственную школу с ее каноничной системой образования, ребенок амбидекстр скорее подвергается критике и эмоциональному давлению, чем поддержке в развитии своих особенностей.

Из-за нетипичного способа усваивания и преобразования информации может сложиться ощущение психической недоразвитости или наличия отклонений. При грамотном подходе, оказывается, что стоит немного поменять систему обучения и такой ребенок, которого раньше считали отстающим, показывает результаты превышающие средние.

Стоит отдельно отметить эмоционально-психологические особенности, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Может наблюдаться гиперактивность или синдром дефицита внимания, несбалансированность эмоционального фона и неумении сдерживать эмоции.

Дело тут не в характере, а в особенностях функционирования ЦНС, которая из-за активности обоих полушарий испытывает некоторые перегрузки. Так же эмоциональная сфера остается постоянно включенной, т.е.

в те моменты, когда люди с ведущим полушарием могут отключиться от переживаний, уйдя в рассуждения или работу, то амбидекстер продолжает испытывать чувства в полную силу, при этом логически анализируя. Отсюда нервные срывы, напряженные отношения с окружающими, повышенная активность.

С возрастом человек учится находить собственные способы совладания с такими своими реакциями, при помощи окружения это происходит быстрее.

Ребенок амбидекстр – рекомендации воспитателям

Начало обучения и первые шаги в школьной системе важный и трудный адаптационно шаг для человека. Учитывая особенности характера ребенка амбидекстра, можно помочь ему на подготовительном этапе.

При работе с детьми амбидекстрами основной проблемой воспитателей будет их гиперактивность.

Ругать ребенка, ставить в угол и наказывать бесполезно, все, что вызовет подобный метод – это сопротивление, усиление агрессивных черт и уход в оборону вместо сотрудничества.

Таких детей необходимо всегда держать в поле зрения, выбирать для них места впереди. Вместо того чтобы ограничивать старайтесь направлять энергию в русло познания и созидания.

Как воспитывать амбидекстра? Дети амбидекстры чаще всего балуются и активничают тогда, когда им становится скучно, ведь схватывают информацию они быстрее других, думают на несколько шагов вперед.

Хорошо, если такому ребенку поручить роль помощника, дать ответственное задание или выполнение какой-либо дополнительной функции к основному заданию.

Например, когда все вырезают аппликацию, малыша можно попросить попутно посчитать, сколько цветов было для нее использовано, какие фигуры самые популярные, и отметить, у кого из ребят работы схожи. Мультизадачность их мыслительного процесса позволит выполнить такое задание и не даст заскучать.

Важна эмоциональная поддержка и сохранение ровного тона и настроения воспитателем, когда ребенок чем-то взволнован. Ваша уравновешенность немного успокоит его, а также послужит примером того как можно справляться со своими эмоциями в будущем.

Для таких детей исключено давление в выборе ведущей руки и способа достижения результата.

Вы можете сопровождать, помогать советами, задавать вопросы, предлагать попробовать разные варианты, но не переучивать, и не давить авторитетом, что какой-то из способов верный.

Исследуйте мир вместе, и возможно, благодаря новому взгляду на прежние вещи вы сможете открыть для себя много новых решений и применений обычных вещей, которые подскажет вам ребенок.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/ambidekstr/

Амбидекстрия: преимущества и недостатки. Особенности ребенка амбидекстера

Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстрия это развитый навык или дарование феноменальных людей?

Амбидекстрия — способность равноценно использовать обе руки. Чаще всего развивается вследствие осознанных тренировок левшей. Однако около 1% младенцев рождаются с врождённой амбидекстрией, зачастую это обусловлено генетически.

Процент людей, которые одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой, ничтожно мал. В наши дни детей амбидекстров причисляют к людям с феноменальными способностями, и в этом есть доля логики.

У них стимулируются и одинаково развиваются оба полушария головного мозга, а что за бонусы это даёт, читаем далее.

Персональные особенности амбидекстров

В ходе наблюдений психологи установили, что амбидекстры это люди, у которых:

  • по сравнению с правшами и левшами повышен уровень IQ;
  • от природы развита гиперактивность;
  • быстро и интуитивно принимаются решения;
  • ориентированность на многозадачность;
  • легко получается написать одно и то же слово/фигуру одновременно обеими руками.

Амбидекстры обладают не просто физиологической особенностью, а специфическим складом мышления и ума. Правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое — правой. К правому полушарию относятся: интуиция, невербальное восприятие, эмоциональность, творческие способности, чувственность.

Левое в большей степени отвечает за аналитические и математические способности, логические выводы, запоминание фактов и изучение языков. Следовательно, левши руководствуются чувствами, а правши — логикой.

Ребенок амбидекстр синхронно задействует оба своих полушария, поэтому обладает способностями как тех, так и других.

Амбидекстрия: преимущества и недостатки

  • Люди с доминирующим полушарием при эмоциональной перегрузке, переживаниях переключают внимание на другую деятельность, работу, находят способ отвлечься от неприятных чувств. Амбидекстры способны на это в меньшей степени. Наряду с душевными терзаниями они их логически анализируют, что доставляет им ещё больше страданий. Технически они займутся другим делом тогда, когда забудут пережитую драму. Данное свойство амбидекстрии отрицательно сказывается на общем психоэмоциональном состоянии. В связи с этим ряд специалистов отмечает у людей амбидекстров склонность к шизофрении и мигреням.
  • У взрослого или ребенка амбидекстра наблюдается высокая вовлечённость «в момент сейчас». При этом он воспринимает обстановку одновременно с позиции и логики, и чувств, поэтому мир предстаёт перед ним в более ярких красках. Поскольку амбидекстр объективно анализирует текущую ситуацию, у него высокая скорость принятия импульсивных решений. В критической ситуации это бесценный навык.
  • Детям амбидекстрам свойственны синдромом недостатка внимания и гиперреактивность, что отрицательно отражается на процессе обучения. По этой же причине некоторые учителя делают преждевременные выводы об их невысоких умственных способностях. На практике такие дети быстрее усваивают материал и демонстрируют более высокий коэффициент IQ.
  • В современной системе образования доминирует однобокий подход и попытки всех втиснуть в единые рамки. Педагоги стремятся научить ребенка традиционному методу письма правой рукой, а амбидекстрия приравнивается к дефекту личности. Подобное давление переносится ребенком эмоционально тяжело.
  • Мастерское владение двумя руками даёт шанс таким людям легче освоить музыкальные инструменты или тренажёры. Поэтому особенно много амбидекстров среди талантливых музыкантов, спортсменов, творческих людей. При этом травма одной руки позволяет ребенку амбидекстру сохранить дееспособность. Немало профессиональных спортсменов намеренно развивают у себя способности амбидекстра, чтобы усовершенствоваться в профессиональном плане и физически превзойти других.

Если ваш малыш проявляет признаки амбидекстрии, читайте «Если ребенок амбидекстр, что делать?»

Тест на амбидекстрию

Изначально каждый человек одинаково хорошо управляет обеими руками. В процессе обучения какая-то из них становится ведущей, а навык управления второй в большей степени утрачивается.

Но поскольку она у вас есть и здорова, эту способность можно вернуть. Как правило, амбидекстр прекрасно осведомлён о своей особенности.

И всё же, возможно вам будет интересно провести амбидекстр-тест и определить своё доминирующее полушарие.

Спокойно посмотрите в течении пары минут следующий ролик. Если фигурка кружится по часовой стрелке — у вас левополушарное мышление и вы правша. Если против часовой стрелки — доминирует правое полушарие. Когда вращение вам видится попеременно то влево, то вправо — это признак амбидекстрии.

Как стать амбидекстром?

Начните выполнять простые занятия рукой противоположной той, что вы привыкли.

  • Кушайте ложкой, держа её в другой ладошке.
  • Держите утюг, сумку на противоположной стороне.
  • Потренируйтесь писать одно и то же слово, символ обеими руками сразу.

Чёткость и аккуратность поначалу не важны, главное, чтобы через несколько попыток это вошло в норму. Через некоторое время этот навык разовьётся, а вместе с ним произойдут психоэмоциональные перемены, поскольку ваш мозг тоже изменятся.

EQ — ключ к успешному будущему вашего ребёнка

Как успокоить ребёнка во время истерики быстро?

Источник: https://artsmartik.ru/ambidekstriya-preimushhestva-i-nedostatki-osobennosti-rebenka-ambidekstera/

Амбидекстр – кто это, плюсы и минусы

Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Большая часть людей на Земле являются правшами. Им удобнее делать правой рукой различные повседневные действия, для которых достаточно манипулировать одной рукой.

В первую очередь это, конечно же, относится к процессу письма и рисования. Меньшая часть населения (до 15 процентов) является левшами. Но существуют люди, которые одинаково владеют обеими руками.

Амбидекстр – это именно такой человек. Для них не существует ведущей руки.

Амбидекстр: кто это

Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками в ситуациях, когда необходимо пользоваться одной рукой. Данная способность является врождённой, но её можно выработать и в результате тренировок.

Почему у людей формируется та или иная ведущая рука? На этот счёт есть различные теории. Одна из них выводит причины преобладания правшей и относительно низкое количество левшей и амбидекстров из социального устройства, но эта теория более-менее может объяснить лишь то, почему «меньшинства» всё-таки существуют.

Самая же популярная теория указывает, что два полушария мозга человека ответственны за разные функции; и для мозга наиболее выгодно, чтобы за речь и двигательные навыки (в том числе письменные) отвечало одно и то же полушарие. У большинства людей за речь отвечает левое полушарие, следовательно, ведущая рука у них правая.

Однако на левшей это на самом деле не распространяется: используя правое полушарие для письма, для речи одни из них задействуют левое, а другие – правое, есть среди них и те, кто задействует оба полушария.

Кроме того, эта теория ничего не говорит по поводу того, почему у большинства людей за речь отвечает именно левое полушарие мозга.

Одна из существующих теорий объясняет, что на развитие полушарий мозга человека оказывает влияние уровень тестостерона, полученный во время внутриутробного развития. Эта теория появилась в результате получения статистических данных, однако у неё нашлись и опровержения.

Кроме руки, у «левосторонних» и «правосторонних» людей имеется также ведущая нога, ведущие глаз и ухо. Всё это определяется с помощью специальных тестов.

Есть и такие среди них, кто в разных ситуациях использует разные руки (ноги, глаза, уши) в качестве ведущих; для таких людей тесты помогают выявить «наиболее ведущие» органы.

У амбидекстров, как нетрудно догадаться, «ведущих органов» нет – они одинаково хорошо задействуют любой парный орган в любой ситуации.

Относительно истории названия термина существуют разногласия. Существует версия, по которой первоначально амбидекстрами назывались воины, которые способны одинаково владеть мечом левой и правой рукой. Понятно, что такие люди в военном деле ценились больше всего.

Позитивные и негативные стороны амбидекстра

Считается, что правое и левое полушарие мозга отвечает за различные способы восприятия: логический и образно-интуитивный. Получается, что амбидекстры имеют одинаково высокое развитие обеих типов восприятия. Всё это несёт безусловные плюсы.

Ведь они могут быстрее оценивать обстановку, чем «односторонние» люди, более оперативно принимают решения. Они могут одну и ту же проблему разобрать с разных сторон, поэтому из них получаются выдающиеся художники, музыканты, актёры, а также спортсмены и люди других профессий.

Ещё одно преимущество амбидекстров в том, что при потере одной из конечностей для них не составляет труда перейти на другую; но это уже крайние ситуации.

Однако амбидекстрам свойственны и отрицательные стороны. Считается, что дети-амбидекстры чаще других имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); им трудно сосредоточиться на чём-то одном.

Одинаковое развитие обоих полушарий мозга становится причиной внутренних конфликтов и противоречий; амбидекстры имеют двоякие суждения, непостоянны в своих решениях и предпочтениях. От этого у них может наблюдаться повышенная эмоциональность, обидчивость; вообще зачастую это люди с «тяжёлым характером», но с высоким уровнем интеллекта.

В некоторых случаях амбидекстры могут быть неуклюжими и неловкими, что тоже связано с одинаковым развитием обоих полушарий мозга.

Есть данные, свидетельствующие, что амбидекстра легко разозлить. Есть исследования, результаты которых указывают, что среди амбидекстров и левшей больший процент шизофреников, чем среди правшей. Ещё одна особенность (не положительная и не отрицательная) амбидекстров в том, что среди них довольно часто встречаются бисексуалы.

Особенности воспитания и работы с детьми-амбидекстрами

Специалисты, занимающиеся воспитанием малолетних детей, заметили, что у них гораздо чаще проявляется амбидекстрия. Это означает, что ведущая рука у многих детей формируется не сразу, а в более позднем возрасте.

И нередко это такой возраст, в котором они начинают сознательно копировать поведение взрослых. Выбор ведущей руки у детей происходит либо естественно и спонтанно, либо под влиянием взрослых, в первую очередь родителей.

В прошлые годы в нашей стране амбидекстров и левшей пытались переучивать, поскольку их манера письма считалась неправильной, а сами они «неполноценными». Переучивание не только не приносило пользы ребёнку (да и обществу), но и сказывалось на его психическом, а иногда и физическом здоровье.

Как мы уже говорили, «двурукость» можно развить с помощью тренировок. И желательно развивать этот навык в ранние годы, так как во взрослом возрасте сделать это сложнее.

И есть люди, которые убеждены, что неплохо бы развивать амбидекстрию у всех детей или хотя бы у тех, кто хочет этому научиться. Ведь амбидекстры, попросту говоря, лучше соображают. Однако выше мы указывали, что у этого явления, как и у медали, две стороны.

Поэтому самое лучшее и правильное – предоставить возможность ребёнку развиваться самостоятельно в том направлении, в каком ему удобно.

В наше время в наиболее развитых странах мира левшей и амбидекстров больше не переучивают. Больше того, многие считают, что леворукие и амбидекстры являются «особенными» людьми – более талантливыми, интеллектуально продвинутыми. Это тоже спорное утверждение, однако это лучше, чем беспочвенные притеснения людей, которые пишут «неправильной рукой».

Переучивают левшей и амбидекстров в наше время только в странах с ярко выраженным традиционным укладом.

К примеру, это мусульманские страны; в исламской религии левая рука считается «нечистой», поэтому ей разрешается производить только «грязные» действия – например, подмываться; «чистой» считается лишь правая рука, и ею предписывается производить все жизненно важные действия – брать пищу, писать и т. д.

У детей-амбидекстров, однако, существуют определённые внутренние проблемы. Им свойственно, так сказать, переключаться между полушариями. Поэтому их поведение может быть непредсказуемым, а школьные оценки – непостоянными.

К примеру, сегодня ребёнок-амбидекстр заправил постель, но не убрал игрушки с пола, а завтра он сделает наоборот – уберёт игрушки, но не заправит постель.

Сегодня он очень быстро понял условие математической задачи и успешно решил её, а завтра может полностью забыть, как она решается, и не суметь справиться с аналогичной задачей.

Что в таком случае делать родителям? Ответ прост: им необходимо понимать особенности развития своего ребёнка и не придираться к ним.

Пройдёт время, и он научится разбираться в своих побуждениях и склонностях, проблемы в образовании и поведении сгладятся, а сам ребёнок сможет проявить какие-то выдающиеся способности.

Конечно, происходит это не сразу, у многих подростков оба полушария начинают полноценно функционировать только к девятому классу.

Великие амбидекстры: известные личности

Амбидекстрами, между прочим, были многие выдающиеся личности. Что, впрочем, не удивительно.

Так, свободно владел двумя руками Леонардо да Винчи – один из самых гениальных людей за всю историю. Ещё один выдающийся гений-амбидекстр – Никола Тесла. Среlи рок-музыкантов было немало «двуруких»: это и Джими Хендрикс, и Пол Маккартни, и Ринго Старр.

«Двурукими» являются российская теннисистка Мария Шарапова и американский актёр Том Круз.

Ещё один подобный актёр – Киану Ривз; при этом помимо амбидекстрии у него имеется такое расстройство, как дислексия, что приносило ему некоторые трудности при обучении в школе.

Несмотря на то, что амбидекстров, как и левшей, по сравнению с правшами гораздо меньше, существуют некоторые данные, свидетельствующие, что их количество в наше время растёт. Это утверждение на самом деле является спорным; ведь в прежние времена наблюдалось большое количество «скрытых» амбидекстров и левшей.

Таких людей принудительно учили писать правой рукой, однако в обиходе практически все остальные действия они производили прежним способом – либо левой рукой, либо обеими.

Кроме того, сегодня наблюдается тенденция «прокачивать» свой мозг различными способами, поскольку люди уверены, что от этого он гораздо лучше начинает работать; и один из таких способов – овладение амбидекстрией.

Улучшение положения левшей и амбидекстров в современном мире стало возможным и благодаря цифровым технологиям. Сегодня умение писать ручкой на бумаге уже не является таким востребованным умением, как раньше; гораздо важнее умение быстро нажимать на клавиши и кнопки, а здесь наличие той или иной ведущей руки не играет роли.

Любопытно, что наряду с амбидекстрией существует и обратное явление – амбисинистрия; так называют трудности в использовании обеих рук. Амбисинистрам трудно даются самые разные действия, даже самые простые. Они отличаются неловкостью. Впрочем, они могут устранить свою проблему в результате тренировок.

Смотреть видео

Источник: https://PsyLogik.ru/101-ambidekstr.html

Амбидекстрия – что это такое? Как развить амбидекстрию? Плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстрия – что это означает? Формулировка термина: врожденное или приобретенное (натренированное) одинаковое развитие правой и левой рук, без выделения ведущей. Слово «амбидекстрия» возникло еще в средних веках. Так называли воинов, сражающихся одинаково хорошо любой рукой. Они очень ценились и удостаивались различных почестей.

Амбидекстрия

Как уже сказано выше, одинаково хорошо пользоваться обеими руками – это и есть амбидекстрия. Развитие ее зависит от полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, а правое – за интуицию. Если одна рука развита слабее, то ее можно натренировать, и, соответственно, будет совершенствоваться и то полушарие мозга, с которым она связана.

Амбидекстрия головного мозга

Амбидекстрия мозга – это состояние, когда оба полушария работают одновременно и гармонично. Человек может при этом обладать «железной» логикой и иметь отличную интуицию, чувственное восприятие. Такая особенность делает его более конкурентоспособным. Часто эти люди очень талантливы. Например, Том Круз, Никола Тесла и другие.

Как связаны полушария мозга и руки?

У людей, у которых правая рука развита больше, над интуицией преобладает логическое мышление. За него как раз отвечает левое полушарие головного мозга. У людей, у которых правая рука развита меньше, преобладают чувственное восприятие и отличная интуиция. За эти качества отвечает, соответственно, правое полушарие головного мозга.

Все дети рождаются амбидекстрами. Но к четырем годам они утрачивают способность владеть обеими руками одновременно. Во многом это происходит из-за родительского влияния, вмешательства медиков и учителей.

Ребенку со всех сторон навязывается владение правой рукой. Ею он держит ложку, чашку. Правой рукой учат писать. В результате из таких детей в будущем получаются отличные исполнители, но без творческого начала.

Амбидекстрия приобретенная – это результат тренировки менее развитой руки (возврат утраченной в детстве способности владеть хорошо обеими одновременно).

Амбидекстрия – что это, неврастения?

Симптомы амбидекстрии похожи на неврастению. Но это не болезнь. Дело в том, что амбидекстры быстро утомляются. Но умственную усталость нельзя путать с отсталостью. Все капризы, истерики и стрессы амбидекстров лишь обеспечивают уставшему организму необходимую разрядку. После таких «взрывов» люди становятся более спокойными.

Эти бурные эмоции – результат действия правого полушария. Левое отвечает за логику и не способно воспринять не укладывающуюся в нее информацию. Поэтому у амбидекстров может возникнуть обидчивость. И это признак перенапряжения правого полушария мозга.

Ученые называют неврастенией перенапряжение мыслительных процессов. В этом случае иногда эмоциональная разрядка невозможна, если усталость возникает в левом полушарии. Оптимальный вариант для снятия перенапряжения – добавить эмоций и снизить умственную нагрузку. Прогуливаться, танцевать, стать хоть на время романтиком.

Считаются ли левши «нормой»?

Левша – это человек, у которого правая рука развита хуже. Это не болезнь и не отклонение от нормального развития. Просто означает, что правое полушарие мозга развито у него лучше другого. Оно отвечает за чувственное восприятие и интуицию. Значит, у левши эти чувства развиты больше, чем логическое мышление.

Есть ли среди животных амбидекстры?

Среди животных правшей и левшей нет вовсе. Они все амбидекстры от рождения и до самой смерти. И манипулируют обеими лапами одновременно и одинаково хорошо. Яркий пример – любые приматы.

Особенности амбидекстрии

Некоторые ученые высказывают мнение, что у людей с амбидекстрией наблюдается ряд проблем. Ученики пишут с помарками, быстро утомляются, забывают об ответственных поручениях. У них проявляется синдром нехватки внимания. Такие дети обычно гиперактивны, могут раздражаться без причины. Дети-амбидекстры часто испытывают головную боль.

Можно ли развить амбидекстрию?

Практически все люди при рождении уже являются амбидекстрами. Но в процессе взросления теряют это уникальное качество. И начинают пользоваться чаще только одной рукой. В основном, правой. Но вернуть амбидекстрию можно. Она развивается при помощи тренировок. Для сохранения амбидекстрии у ребенка беременной матери можно включать чаще ритмичную музыку.

Что дает амбидекстрия? По исследованиям психологов и нейрофизиологов, развитие головного мозга продолжается примерно до шестидесяти лет. До пятидесяти, обычно, существует четкое разделение между полушариями. Но на шестом десятке человек может легко использовать их одновременно. Это позволяет решать сложные задачи более успешно, чем в молодости.

Плюсы и минусы амбидекстрии

Для начала нужно рассмотреть сам термин. Итак, амбидекстрия – что это? Понятие можно охарактеризовать простыми словами. Это умение не только писать обеими руками, но и выполнять ими с легкостью все другие задачи.

По исследованиям ученых, каждое полушарие мозга отвечает за мышечные импульсы левой или правой конечности. Причем особенностью человеческого организма является перекрестное управление. То есть правое полушарие головного мозга отвечает за работу левой руки, и наоборот.

В чем же заключаются плюсы амбидекстрии? Использование одновременно двух рук или выполнение различных задач любой из них – это явное преимущество. Оно может быть полезным не только в быту, но и в спорте, музыке, искусстве.

Уровень развития детей-амбидекстров несколько выше, чем у обычного ребенка. Достаточно вспомнить некоторых знаменитостей, которые стали известны благодаря своим талантам.

Например, Бенджамин Франклин, Пол Маккартни и многие другие.

Можно привести и другой пример. Чаще люди имеют ведущую руку, которая наиболее развита. При ее повреждении человек не может писать или выполнять ряд других действий.

Вторая рука, «не приученная» к ним, со многими манипуляциями будет справляться плохо или не сможет вовсе. При амбидекстрии человек одинаково хорошо владеет обеими.

А значит, временное нарушение функций одной руки существенно не повлияет на его жизнь.

Но есть и минусы амбидекстрии. Такие люди часто очень восприимчивы, легко раздражаются, страдают резкой сменой настроения. У них может проявляться некоторая неуклюжесть, неловкость. А шанс развития синдрома дефицита внимания (СДВГ) в два раза выше, чем у обычного человека.

Если в семье есть человек-амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Пусть остается самим собой. (Мы уже говорили, «амбидекстрия», что это означает. Имеется в виду, обе руки могут выполнять одинаковые функции. Причем любые действия быстро и эффективно.)

У некоторых людей такая способность остается после рождения и сохраняется всю жизнь. Но чаще всего она пропадает еще в детстве. Обычно акцент делается на правой руке. Однако есть не только врожденная, но и приобретенная амбидекстрия. При желании ее можно развить специальными тренировками.

Например, медленно прописывать алфавит рукой, которая разработана хуже. Обратить внимание на то, какие детали при этом занятии получаются плохо, и сделать на этом акцент. Потом начать писать слова, словосочетания и тексты. Делать все нужно медленно, торопиться нельзя. Развить амбидекстрию можно, если стараться делать все действия не ведущей рукой, а той, что разработана хуже.

Невроз навязчивых состояний

Люди, которые страдают неврозом навязчивых состояний, чаще всего оказываются амбидекстрами. У них очень критичное отношение к собственной персоне, акцент ставится на абстрактном мышлении. По этим признакам уже можно сказать, что в левом полушарии головного мозга накопилась усталость.

Работать одновременно при этом хорошо оба не могут. Одно из полушарий головного мозга непременно будет переутомляться. И, на первый взгляд, можно предположить, что такой человек всегда будет плаксивым и неудачником по жизни. Но есть яркие примеры, что это далеко не так.

Стоить вспомнить Леонардо да Винчи, составителя словаря Владимира Даля и многих других известных людей. Все они были амбидекстрами. Но это не помешало их карьере и жизни. Они стали знаменитостями, которых будут помнить веками.

Упражнения и советы для тренировки амбидекстрии

Чтобы одинаково хорошо владеть обеими руками, необходимо знать, как тренировать амбидекстрию. Это довольно просто. Обычно у человека есть ведущая рука (часто правая). В этом случае необходимо нагружать работой, которую она обычно выполняет, левую. Причем стараться делать все именно этой рукой. Но есть ведь и люди-левши. В этом случае нагружается правая рука.

На прогулках лучше менять привычные маршруты и ходить в противоположном направлении. Начинать писать той рукой, которая развита меньше. Как развить амбидекстрию при помощи упражнений? Есть простое, но очень эффективное, рассчитанное на пятнадцать минут.

Берется листок бумаги и два карандаша. В течение пятнадцати минут одновременно обеими руками рисуются разные геометрические фигуры. Например, левой – квадрат, а правой – ромб. Как только это станет получаться хорошо, нужно усложнить упражнение. Можно начать рисовать разные сложные фигурки и т. д.

Источник: https://FB.ru/article/222206/ambidekstriya---chto-eto-takoe-kak-razvit-ambidekstriyu-plyusyi-i-minusyi-ambidekstrii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.