Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Акалькулия

Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Акалькулия – это симптом нейропсихологического генеза, обнаруживающийся в нарушении способности считать и производить операции по вычислению. Возникает акалькулия вследствие повреждения различных сегментов коры мозга.

Выделяют первичную форму описываемого нарушения и вторичную. Первая – обусловлена непониманием разрядной числовой структуры, сложностями непосредственно в вычислительных операциях, неспособностью распознать арифметические знаки.

Она является симптомом, независящим от иных дисфункций психики. Первичная акалькулия зарождается при повреждении теменно-затылочно-височных сегментов мозга и представляет собой сбой в понимании пространственных связей.

Вторичная – может появляться при иных дисфункциях психики (например, при амнезии или афазии) либо вследствие общего расстройства целенаправленной умственной деятельности.

Акалькулия и дискалькулия

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции.

Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры.

Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию.

Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым.

Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь.

Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности.

Результатом становится умственная отсталость, поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Акалькулия у детей

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут.

Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков. Умение считать являет собой интеграцию нескольких познавательных навыков.

Индивид, страдающий акалькулией, испытывает большие сложности в четырех сферах.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию.

При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество. Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию.

При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей.

Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия.

Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Лечение акалькулии

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции.

Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой.

Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании.

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию.

Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения.

К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного.

При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции.

Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий.

Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе.

При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии акалькулии обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Источник: https://psihomed.com/akalkuliya/

Что такое акалькулия и чем она отличается от дискалькулии?

Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Акалькулия – это нейропсихологический симптом, характеризующийся потерей способности человека к осуществлению различных арифметических действий вследствие поражения коры головного мозга. При данном расстройстве больной не может решить элементарные математические задачи, складывать и вычитать числа, сравнивать их и т.д.

Следует различать понятия акалькулии и дискалькулии, так как первое расстройство является приобретенным, тогда как второе обычно становится следствием нарушения развития головного мозга и проявляется невозможностью усваивать математические знания.

Способность человека считать – это, по сути, интеграция сразу нескольких когнитивных умений.

Акалькулия вызывает у больного проблемы в следующих областях: понимание того, что представляет собой некое число, регистрация значения числа в сознании, сравнение его с другими числовыми значениями, а также ассоциация числа с его устным названием. Очень часто симптомы акалькулии становятся первыми признаками деменции, развивающейся на фоне поражения теменной или лобной доли головного мозга.

Происхождение заболевания

Акалькулия, как правило, является симптомом какого-либо психического заболевания, но иногда выступает и в качестве самостоятельной патологии. Исходя из основной причины, болезнь разделяют на первичную и вторичную формы. Первичная акалькулия возникает из-за поражения теменной, затылочной или височной доли левого полушария коры головного мозга.

Вторичная акалькулия включена в структуру нейропсихологического синдрома. Это значит, что она может сформироваться при общем нарушенном развитии интеллекта и на фоне иных психических расстройств.

Данная форма болезни развивается при вовлечении в патологический процесс височной или затылочной доли коры головного мозга, а также ее префронтальных отделов в результате травм или органических патологий.

Формы и клинические проявления

Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:

  • непонимание разницы между числами – пациент не имеет возможности различить, к примеру, числа 138 и 183 и т.д.;
  • невозможность отличать числовые разряды;
  • затруднения при выполнении даже простейших арифметических действий;
  • отсутствие самого числового понятия;
  • невозможность сравнивать числительные значения.

Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.

Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.

Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия.

При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие.

Если патологический процесс коснулся префронтальных областей, происходит расстройство целенаправленной деятельности, планирования каких-либо счетных действий и контроля над ними.

Лечение и профилактика

Акалькулия может поддаваться терапии, но для полного устранения синдрома необходимо, прежде всего, лечение основного заболевания.

При первичной форме расстройства на первый план выходит необходимость возобновления понятия чисел и их разрядов.

Для восстановления таких больных в современной медицинской практике успешно применяется визуальный метод, а также метод действий с числами и понимания их разрядов.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

Источник: https://ODepressii.ru/deti/akalkuliya.html

Акалькулия – что это за болезнь?

Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Рассматривается такое заболевание, как Акалькулия. Что это за болезнь, каковы симптомы акалькулии и как с ней бороться.

Акалькулия является обобщающим понятием, включающим в себя нарушения, из-за которых человек испытывает сложности в понимании чисел и совершении различных математических действий.

При данной патологии нет зрительного и слухового узнавания чисел, а также отсутствуют понимание математических операций, восприятие числового ряда и возможность последовательно выполнять математические действия.

Диагноз ставится по результатам обследования, которое включает неврологический и психиатрический осмотры, а также консультации ЛОР-врача и окулиста. Для больного обязательно проводится арифметический тест.

Акалькулия – что это за болезнь?

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ:  [скрыть] 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии. Акалькулия и дискалькулия – это два различных состояния, хотя внешне они достаточно схожи. В первом случае речь идет о симптоме основной болезни, а во втором присутствует самостоятельное заболевание.Акалькулия впервые описана патологом из Швеции Ф. Хеншен.

Она развивается, если поражается отдел головного мозга, в котором находится центр, отвечающий за математические функции. Часто наблюдается сочетание данного состояния и сенсорной афазии.

Существует и противоположное состояние – синдром Саванта, при котором человек, наоборот, имеет уникальные чрезмерно высокие способности к математике.

Эти два нарушения, являющиеся одно симптомом, а другое самостоятельной патологией, по внешним проявлениям очень схожи. Поэтому без сбора анамнеза и общего обследования не всегда возможно сразу понять, какое из них имеет место.В случае акалькулии лечение будет направлено на устранение заболевания или повреждения головного мозга, проявлением которых является данное состояние. Терапия при этом проводится не только логопедом при помощи упражнений, как в случае дискалькулии, но и врачами с использованием лекарственных препаратов.Состояние классифицируется по причине появления и того, какие изменения при нем возникают. Так, акалькулия бывает первичной или вторичной.При первичном наращении затрагивается непосредственно центр, отвечающий за возможность счета, а при вторичном патологические изменения происходят в различных участках коры больших полушарий, которые в той или иной степени участвуют в процессе восприятия цифр и счёта.В зависимости от того какие нарушения отмечаются при данном состоянии, выделяется четыре его разновидности.

  1. Оптическая. У больного отмечается исключительно зрительное нарушение в восприятии цифр. Такое состояние характерно, когда затронута затылочная область церебральной коры. Обычно явление сочетается со зрительной агозией.
  2. Сенсорная или слуховая. Состояние характеризуется тем, что происходит нарушение в распознавании речи и звуков. Сложности обычно возникают не только с математикой, а и с общим пониманием. Развивается это патологическое состояние при повреждении верхней височной извилины. Сочетается оно с сенсорной афазией.
  3. Амнестическая. Эта разновидность характеризуется нарушением слухоречевой памяти. Возникает оно, когда основная патология затрагивает височные отделы коры больших полушарий. Также присутствуют и прочие нарушения памяти.
  4. Лобная. Какие-либо арифметические операции оказывается невозможны по причине расстройства в организации деятельности целенаправленного характера. Также отмечаются и прочие проявления основной болезни апраксии.

После выявления причины нарушения назначается лечение, для устранения основной патологии.Появляется данный симптом из-за поражения коры мозга в различных его долях.Наиболее распространенными причинами для появления акалькулии являются:

  • цереброваскулярное нарушение – к таким причинам относятся геморрагический и ишемический инсульты, а также ишемия мозга в хронической форме, которая вызывает постепенное развитие сосудистой деменции;
  • открытые и закрытые черепно-мозговые травмы – если при повреждении образуется гематома в головном мозге, то риск развития нарушения счета достаточно высокий. Также может происходить размозжение вещества головного мозга в определенных участках травмы; и тогда, если в это вовлечена та зона коры, которая отвечает за арифметические действия, развиваются акалькулия. В зависимости от полученной травмы состояние может быть обратимым и необратимым;
  • нейроинфекции – помимо прочих симптомов поражения мозга, эти заболевания часто сопровождаются изменениями способности к счету. Наиболее распространенными инфекциями являются энцефалит, энцефаломиелит и менингоэнцефалит;
  • интоксикация – тяжелые отравления в острой или хронической форме, вызванные химическими веществами или нарушениями в работе организма, такими как гипергликемия или уремия, приводят к поражению различных отделов мозга, в том числе тех, которые используются при вычислении. В результате развивается акалькулия различной степени выраженности;
  • новообразования в мозге – при их наличии происходит сдавливание тканей мозга, из-за чего он перестает полноценно выполнять свои функции. В момент, когда повреждается кора больших полушарий в области, отвечающей за арифметические способности, развивается патологическое состояние;
  • заболевание центральной нервной системы дегенеративного характера – в этом случае нарушение счета происходит по причине общей дегенерации нервной системы и сочетается с такими симптомами, как ухудшение памяти, деградация мышления, не адекватное восприятие происходящего вокруг и утрата способности самостоятельно обслуживать себя.

Акалькулия у ребенка обычно оказывается связанной с тем, что имеют место аномалии в развитии мозга, которые вызываются гипоксией, перенесенной в процессе внутриутробного развития или при родах, а также инфицированием плода или родовой травмой.

Важно! Редко наследственные патологии приводят к акалькулии.

Больным акалькулией нужна помощь специалистов

Нарушение проявляется не совсем одинаково у больных разного возраста. Также есть и общие признаки акалькулии. В зависимости от формы нарушения несколько меняется и общая симптоматика. Однако все равно для всех больных она близка по своим проявлениям и может оцениваться в диагностических целях.

  • При первичном поражении происходит утрата понимания чисел и числовых разрядов. В результате для больного исчезает разница между цифрами, которые близки внешне по написанию или по звучанию при произношении. Достаточно часто состояние сочетается с невозможностью ориентирования, так как утрачиваются правильные понятия право и лево, верх и низ.
  • Вторичная форма характеризуется зрительными нарушениями, при которых больной не может узнавать изображения чисел. В результате он не способен правильно назвать цифры, которые видит, а также путается при их написании. Слуховое восприятие и счет в уме сохраняются. Достаточно часто состояния сочетаются с неспособностью узнавать буквы, предметы на изображениях и лица людей.
  • При сенсорных нарушениях отмечается отсутствие восприятия звуков, из-за чего счет на слух оказывается невозможен. При лобной форме заболевания утрачивается способность к последовательности математических действий, что также приводит к невозможности счёта. Решение даже эллементарных задач оказывается крайне затрудненным.

У детей по причине врожденных нарушений в строении мозга проблема возникает рано. Заметить ее не сложно, так как математическое развитие больного отстает. Ребенок не способен к освоению цифр на уровне со сверстниками.У младших школьников нарушение становится особенно заметно. Диагностика проводится при помощи комплексного обследования.

Наиболее распространенным явлением в детском возрасте является невозможность запомнить цифры и научиться соотносить их с письменным обозначением. По этой причине может создаваться впечатление тяжелой умственной отсталости.Такие дети также не могут правильно определять время в зависимости от формы патологии на слух или зрительно. У взрослых состояние развивается после повреждений мозга.

В результате этого способности к счету, которые имелись ранее, утрачиваются.Когда нарушения в строении мозга врожденные, то они переходят во взрослую жизнь из детства, если терапия не приносит результатов.

Лечение возможно

Источник: https://PsyMod.ru/2718-akalkulija-chto-jeto-za-bolezn.html

Акалькулия – лечение, виды и симптомы акалькулии

Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Акалькулия — обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления.

Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии.

Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

Существование специального центра счёта в головном мозге человека было описано в начале XIX века. Сначала медики предполагали, что он расположен в лобной доле, затем определили его локализацию на стыке теменной и затылочной долей доминантного полушария.

В 1926 году немецкий физиолог Ганс Бергер предложил термин «первичная акалькулия» для обозначения расстройств счёта, обусловленных непосредственным поражением счётного центра, для отличия патологии от вторичных нарушений, наблюдающихся вследствие других корковых дисфункций.

Нарушения счёта у детей носят частичный характер, зачастую являются результатом недоразвития когнитивных способностей, поэтому в практической неврологии обозначаются термином «дискалькулия».

Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология. Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции.
  • Черепно-мозговые травмы. Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции. Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации. Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Крейтцфельдта-Якоба, лейкодистрофии, болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга, перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Счёт представляет собой сложную многоуровневую функцию высшей нервной деятельности человека. Центр счёта тесно связан с другими зонами коры, без участия которых невозможно его полноценное функционирование.

Зрительное «узнавание» цифр происходит благодаря работе зрительной области коры затылочной доли, слуховое — благодаря функционированию слухового центра коры, локализующегося в верхней височной извилине. Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания.

Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов.

Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета.

Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную.

Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария.

Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая — нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии.
  • Сенсорная (слуховая) — обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией.
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) — в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная — операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии.

Клинические проявления варьируют в зависимости от формы патологии.

Первичная акалькулия характеризуется отсутствием понимания понятия число, числовых разрядов (например, пациенты не видят разницы между числами 152 и 125), невозможностью сравнения чисел, проведения простейших арифметических вычислений.

Сочетается с возникающей при поражении теменной области пространственной агнозией, проявляющейся нарушением ориентации «право-лево», «верх-низ», восприятия системы координат и т. п.

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел.

Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме.

Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию — нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени.

Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости.

Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач.

Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий.

Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза. Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Осмотр невролога. Исследование неврологического статуса даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование. Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга . Визуализируют характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания.

Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию.

Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии.

Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.

Источник:

Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

  1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математическиеоперации, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
  2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
  3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
  4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
  5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

Источник: https://psixsovet.ru/drugoe/akalkuliya-lechenie-vidy-i-simptomy-akalkulii.html

Акалькулия — расстройство счета

Акалькулия: виды, симптомы и лечение

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Классификация

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на ое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Источник: https://prodepressiju.ru/drugie-rasstrojstva/akalkuliya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.