Аддиктивное поведение и его этапы развития

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение и его этапы развития

Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством.

Большинство людей имеют травмирующий опыт тяготящей зависимости, начиная от сладостей, желания погрузиться в грохот тяжёлого рока и заканчивая никотиновой, алкогольной и наркотической.

Стандарты современного потребительского общества посредством рекламы требуют поддержания самых различных видов зависимостей. В нашем случае речь пойдёт о наиболее разрушительных видах зависимого поведения.

Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни.

Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.

Зависимости – это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями.

Типы аддиктивного поведения

  • алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
  • азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
  • нарушение пищевого поведения;
  • полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту.

В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни.

Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях.

Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений.

Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах.

Аддикция – это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция – процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

В. Segal, (1989 г.) выделяет следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску. По мнению E.Bern, у человека существует шесть видов голода:

  • голод по сенсорной стимуляции;
  • голод по признанию;
  • голод по контакту и физическому поглаживанию;
  • сексуальный голод;
  • голод по структурированию голода;
  • голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечесленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью, стимуляцией тех или иных видов деятельности.

Базисной характеристикой для аддиктивной личности является зависимость.

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям. Типична гедонистическая установка в жизни, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

Аддикция становится универсальным способом «бегства» от реальной жизни, когда взамен гармоничному взаимодействию со всеми аспектами действительности происходит активация в каком-либо одном направлении.

В соответствии с концепцией Н.Пезешкиан есть четыре вида «бегства» от реальности:

  • «бегство в тело» – происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
  • «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
  • «бегство в контакты или одиночество», при котором общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
  • «бегство в фантазии» – интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания. Работы 3. Фрейда, Д. Винникотта, И. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р.

Спиц свидетельствуют о том, что мучительные переживания ребёнка в первые два года жизни (болезнь, утрата матери или ее неспособность удовлетворять эмоциональные потребности ребенка, жёсткий режим питания, запрещение «баловать» ребенка, желание сломить его упрямый нрав и др.) связаны с последующим зависимым поведением детей.

Как часто вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений.

Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни.

Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), неумении принимать и любить самому.

Ещё одной из проблем могут быть эмоциональные расстройства родителей, сопровождающиеся алекситимией. Ребёнок учится у родителей замалчивать свои переживания (понимать, проговаривать), подавлять их и отрицать. Однако не всегда в тех семьях, где родители алкоголики сформируется зависимое поведение у ребёнка (риск достаточно высок), не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

  • технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;
  • деятельность наркоторговцев;
  • урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги в действии, например, переедание, пьянство) характер.

Аддикция нередко имеет безобидное начало, индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях.

Этапы аддиктивного поведения (по Ц.П. Короленко и Т.А. Донских):

  1. «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
  2. «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем.

    Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние.

    Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.

  3. «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования).

    Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем.

    Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».

  4. Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено.

    Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.

  5. «Катастрофа».

    Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого – один день).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских укапывают на формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенности, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (беспокойства о постоянном запасе сигарет, наркотиков). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс»).

При этом формируется «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («я могу себя контролировать»; «все наркоманы – хорошие люди»).

Развивается также и недоверие к «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут меня понять, потому что сами не знают, что это такое»).

Источник: https://psyera.ru/addiktivnoe-povedenie-560.htm

Аддиктивное поведение (зависимое): что такое, аддикция, психологическая

Аддиктивное поведение и его этапы развития

Каждый второй в мире страдает от неконтролируемой тяги к чему-либо. Немногие знают, к каким серьезным последствиям и переменам в жизни такая проблема может привести.

Определение понятия

Можно найти много информации о природе этой патологии, как она появляется, влияет на человека, какие методы лечения существуют. Проблема привязанности к чему-либо у многих людей ассоциируется с наркотиками, алкоголем и курением. Но также существует привязанность к азартным играм, игровым автоматам и т. д. Возникает патология по 2 причинам:

  • физиологическая тяга – вещество или предмет влияет на мозг человека и вызывает потребность покурить, выпить, поиграть или принять наркотик снова и снова;
  • психологическая зависимость – человек начинает курить, пить, играть или принимать наркотики из-за проблем в жизни, частых стрессов, депрессий.

Аддиктивное поведение – это один из видов деструктивного поведения, при котором человек хочет уйти от проблем, закрыться от окружающих.

Он начинает активно увлекаться различными предметами, менять вид деятельности и свое психоэмоциональное состояние при помощи химических веществ.

Расстройство проявляется из-за различных жизненных ситуаций. Например, проблем на работе или в семье. Индивид желает закрыться от реального мира и погружается в собственный, в котором нет проблем.

Тяга к определенному веществу или предмету начинается с простого пристрастия, а когда человек понимает, что его эмоциональное состояние от вещества нормализуется, он обращается за помощью к нему снова.

Личность с аддитивным поведением употребляет различные вещества, увлекается запрещенными играми, чтобы поменять свою жизнь и психологическое состояние.

Причины развития

Откуда берется зависимость? Причин возникновения аддиктивного поведения у человека может быть много:

  • различные ситуации, влияющие негативно на психику;
  • разногласия с окружающими;
  • личное недовольство внешним видом и т. д.

Факторы, по которым возникает проблема, можно поделить на 3 класса: общественные, биологические, психологические. Все они взаимосвязаны. Также у больного одновременно можно наблюдать все 3 группы причин, при которых развивается аддиктивное поведение.

Общественный тип аддиктивного поведения развивается из-за проблем в семье, на работе, у детей из-за учебы. Также сильно влияют политические неурядицы, низкая заинтересованность государства в жизни людей.

Биологическая зависимость формируется из-за влияния психотропных веществ. Также человек склонен к аддиктивному поведению из-за наследственной предрасположенности.

Психологическая вариация аддикции формируется по различным причинам. Черты характера человека, наличие комплексов, низкий интеллект, нет интересов и смысла в жизни.

Тяжелое психологическое состояние человека – наличие стресса, шока, депрессий, горя.

Психическая зависимость часто развивается из-за плохого воспитания (выпивающие родители), детских травм (смерть родителей, проблемы в детском возрасте и неумение их преодолевать).

Признаки отклонений

Аддикции и аддиктивное поведение являются тяжелым расстройством. Чтобы начать помогать человеку в лечении, необходимо знать, болен он или нет. Определить это тяжело, особенно на начальной стадии. Характерные признаки аддиктивного поведения рассмотрим ниже.

  1. Обман — это патологическая зависимость человека. Он любит приврать, перекладывать свои обязанности на другого человека.
  2. Наличие комплексов. Больной закрывается от окружающей реальности. Он ищет способы выделиться из толпы при помощи изменения своего внешнего вида.
  3. Страх привязанности. Больной не желает внимания. Живет в полном одиночестве и не старается найти свою вторую половинку.
  4. Волнение. Больной испытывает параноидальное волнение, из-за этого он все время может пребывать рядом с предметом привязанности.
  5. Манипуляция. У больного много комплексов, при помощи которых он может манипулировать своими родными. Угрожает, что убьет их или себя ради того, чтобы заполучить желаемое.
  6. Стандартное мышление. Индивид живет не так, как ему хочется, а так, как хочется окружающим. У него нет своего мнения, он всегда прислушивается к своим знакомым.
  7. Такие люди обычно закомплексованы, поскольку считают, что их мнение неправильное.
  8. Безответственность. Личность не несет ответственности за свои действия и боится критики и осуждения.

Характеристика аддиктивного человека

В нынешнее время распознать аддиктивное поведение человека сложно, даже если присутствуют все вышеперечисленные симптомы. Из-за того, что жизнь личности часто меняется, появляются трудности. Они могут возникать в общении, поведении и поступках. Индивид показывает свои способности не до конца, в связи с чем у него развивается комплекс неполноценности, стереотипное мышление и др.

Психическая зависимость возникает из-за эмоций и проявляется по отношению к предметам, вещам и явлениям. С нормальными людьми аддиктивный не общается. Патология меняет полностью человека.

К последствиям аддиктивного поведения относят потерю семьи, любви, работы и дружбы. Индивид постепенно уходит из нормальной жизни в мир иллюзий.

Происходит нарушение, и предмет, к которому персона тянется, начинает занимать важную роль в ее жизни.

Этапы формирования

Аддиктивная зависимость имеет 5 этапов. На 1 и 2 больного можно спасти. В этом поможет психолог, который определит причину развития и назначит лечение. А вот на последнем этапе жизнь человека полностью рушится. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми, т. к. психическое расстройство серьезное. Этапы развития рассмотрим детально ниже.

  1. «Начальные пробы». На этой стадии человек знакомится с предметом или веществом, которое вызывает аддиктивное привыкание.
  2. «Аддиктивный ритм». Это так называемый перевалочный пункт. Больной осознает все трудности и думает, продолжать ли принимать дозу, играть, пить или остановиться.
  3. «Аддиктивное поведение». Человек отрицает наличие проблемы. Появляется волнение и беспокойство. Он внушает себе, что эта «тяга» ему просто необходима.
  4. «Полное подчинение заболеванию». Старое человеческое «Я» убито, вещество больше не приносит радости.
  5. Последний этап – «Катастрофа». Психологическая и биологическая личности полностью разрушены.

Виды деструктивного поведения

Проблема аддиктивного поведения сегодня широко известна. С каждым днем причин ее появления становится больше. Подчиненность заключается не только в привязанности к сигаретам, наркотикам и спиртному, но и к компьютерным играм, спорту, азартным играм и т. д. Виды делятся на химические и нехимические.

Химический тип

Химический тип расстройства требует определенного вещества, которое вызывает тягу. Это может быть алкоголь, сигареты, наркотики и т. п. Помочь человеку при наличии такого расстройства можно только на начальном этапе. Существует 8 симптомов химического типа:

  • доза употребляемого вещества увеличивается;
  • временная потеря памяти;
  • боль, страх;
  • ухудшение речи;
  • опровержение зависимости;
  • непонимание окружающих;
  • мысли только о новой дозе;
  • употребление вещества ради спокойствия и радости.

Нехимический тип

Нехимические виды аддикции – это поведенческие типы патологий. К ним относят компьютерную, спортивную зависимости, а также тягу к азартным играм, интернет-увлечениям, работе, шопингу, голоданию и перееданию. Определить нехимическую тягу можно по таким симптомам:

  • каждодневное растворение на работе, за компьютером, в играх и т. д.;
  • нервозность и раздражение;
  • слабость;
  • невозможность самоконтроля;
  • новые интересы и негативное окружение.

Диагностика

Чтобы определить, существует ли у человека аддиктивная склонность, необходимо обратиться за помощью к психологу или наркологу. Сначала врач поговорит с человеком.

Внешний вид и поведение больного даст ответ о наличии аддиктивного поведения. Если это химическая зависимость, необходимо сходить на прием к наркологу.

Он проведет ряд анализов, по которым можно определить, зависим человек или нет.

Если у личности присутствуют все признаки зависимости от вредного вещества, необходимо в срочном порядке обратиться в больницу: химический тип тяги сильно вредит здоровью человека.

Лечение

Вылечить проблему можно тогда, когда больной сам осознает, что он нездоров. Против воли человека будет тяжело начать лечение. Качество и метод лечения также зависит от больного и его согласия. В первую очередь необходима поддержка со стороны родственников больного.

Способ лечения определяет врач. Если проблема носит наркологический характер, то больного кладут в больницу и под наблюдением специалистов осуществляют дезинтоксикацию организма. Судя по стадии применяются успокоительные препараты, чтобы больной не смог сбежать из клиники.

Лечение игровой зависимости и других нехимических видов привязанности осуществляет психолог.

Врач назначает курс психотерапии. Проводит занятия с больным индивидуально или в группе.

Профилактика

Лучше определить аддикцию на начальных этапах и не дать ей продвинутся дальше. Профилактические мероприятия имеют определенный план действий.

Нужно постараться определить склонность к аддиктивному поведению в детском возрасте или подростковом. При помощи разговоров можно понять, есть ли проблемы в семье: наличие у ребенка заниженной самооценки, проблем в школе и других переживаний.

Важно как можно больше рассказывать детям про вред наркотиков, алкоголя и сигарет. Необходимо рассказать про методы, при помощи которых можно справиться со стрессом.

В крайнем случае можно обратиться к психологу, который проведет беседу и исправит негативные взгляды на жизнь у ребенка.

Заключение

Аддиктивное поведение – это психологическое состояние человека. Чтобы избежать проблем, индивид при помощи химических веществ и нехимических меняет свою жизнь.

К химическому виду зависимости относят наркотики, алкоголь и курение, к нехимическому – азартные игры, спорт, шопинг и др.

Если нехимическую проблему можно вылечить в любой период, то химическая лечится только на начальном этапе.

Источник: https://psyhoday.ru/zavisimosti/addiktivnoe-povedenie-2.html

Что такое аддикция. Этапы развития, особенности личности и профилактика

Аддиктивное поведение и его этапы развития

Аддикция – пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости.

Соответственно аддиктивное поведение основывается на постоянной потребности в каких-либо препаратах, алкоголе, курении, навязчивом поведении (переедание, стойкие паттерны поведения), целью которой является изменение эмоционального состояния и восприятия окружающей действительности. Аддиктивное поведение широко распространено и отличается высокой устойчивостью к лечению и малой обратимостью.

Этапы развития аддикции

В эволюции патологических пристрастий выделяют следующие ступени, их же можно рассматривать в качестве степеней тяжести проявлений аддиктивного поведения:

  1. Этап первых проб.
  2. Этап «аддиктивного ритма», на котором учащаются эпизоды аддикции и вырабатывается соответствующая привычка.
  3. Этап явного аддиктивного поведения – аддикция становится единственным вариантом реагирования на жизненные неурядицы, при этом стойко отрицается её наличие, имеется дисгармония между представлением человека о себе и действительностью.
  4. Этап физической зависимости – аддиктивное поведение становится преобладающим, управляет всеми сферами жизни человека, эффект повышения настроения исчезает.
  5. Этап полной физической и психической деградации – из-за постоянного употребления психоактивных веществ или пагубного поведения нарушается работа всех органов и систем, резервы организма истощаются, появляется множество тяжелых заболеваний в сочетании с выраженной зависимостью. На этом этапе аддикт может совершать правонарушения, проявлять насилие.

Классификация аддикций

Выделяют следующие виды аддиктивного поведения:

  1. Химическая зависимость (наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм).
  2. Нарушения пищевого поведения (анорексия, голодание, булимия).
  3. Нехимические типы зависимостей (игровая, компьютерная, сексуальная, навязчивые покупки, трудоголизм, пристрастие к громкой музыке, и т.д.).
  4. Крайние степени увлечения каким-либо видом деятельности, приводящие к игнорированию имеющихся жизненных проблем и их усугублению (религиозный фанатизм, сектантство, МЛМ).

Данная классификация аддиктивного поведения учитывает максимальное количество его видов, однако такое разделение достаточно условно – группы нехимических зависимостей и чрезмерных увлечений весьма близки и разделяются в основном по наличию или отсутствию соответствующей нозологической группы в номенклатуре болезней.

Последствия разных видов аддикций для человека и общества существенно отличаются, поэтому к части из них отношение нейтральное (курение) или даже одобрительное (религиозность).

Формирование аддиктивной личности

Ряд особенностей главных общественных институтов способствует формированию аддикций. Рассмотрим их подробнее.

Семья

Дисфункциональная семья – один из определяющих факторов в появлении девиантного поведения. К ним относятся семьи, в которых один из членов страдает химической зависимостью, а также семьи эмоционально-репрессивного типа, в которых имеется сходный тип отношений.

Для этой группы семей характерны двойные стандарты в общении, отрицание явных проблем, культивирование иллюзий, отсутствие помощи со стороны родителей, вследствие чего ребёнок привыкает лгать и недоговаривать, становится подозрительным и злым.

Дети в таких семьях испытывают сильный дефицит положительных эмоций, родительской поддержки и участия. Обращение с ребёнком часто жестокое, семейные роли устойчивые, родители авторитарные, общение сопровождается частыми конфликтами.

Отсутствуют определённые границы личностей, личное пространство. Дисфункциональные семьи очень закрыты, информация о внутренних проблемах скрывается, при этом внутри семьи полностью отсутствует определённость, не выполняются обещания. Возможны случаи сексуального насилия.

Дети в таких семьях вынуждены рано взрослеть.

Система образования

Школьная система поощряет непрерывную напряженную работу по обучению, полностью игнорируя межличностные отношения. В результате у детей не остаётся свободного времени для самопознания, общения, что приводит к отсутствию опыта реальных житейских ситуаций, умения жить в текущем моменте.

Ребёнок боится трудностей и всеми силами избегает их. Сохраняя после окончания школы привычные модели избегания трудностей, дети, хорошо учившиеся в школе, часто приобретают тяжелое девиантное поведение.

Аддиктивное реагирование особенно легко развивается у учеников школ для одарённых детей, которых помимо школы записывают на дополнительные занятия и в кружки.

У них отсутствует всякая возможность инициативы, из-за чего при столкновении с реальной жизнью они реагируют чувством страха и паники вместо мобилизации и поиска выигрышных стратегий. Кроме знаний школьное обучение прививает устаревшие, негибкие убеждения, взгляды, способы реагирования, неприменимые в жизни.

Также немаловажна личность учителя, каковые в сегодняшних условиях не всегда являются достойным примером, особенно в силу профессиональной деформации.

Религия

С одной стороны, религия помогла спастись, избавиться от зависимостей и дала смысл жизни многим людям. С другой, религия сама по себе может стать сильным аддиктивным агентом.

Человек может не заметить постепенного вовлечения в секту, деструктивную по отношению к жизни её членов.

Даже традиционное христианство отчасти способствует формированию аддиктивного поведения – идеи смирения, терпения, принятия близки созависимым личностям и аддиктам отношений.

Характеристика аддиктивных личностей

Все больные с девиантным поведением имеют ряд особенностей, часть из которых являются причиной, а часть следствием аддикции. К ним относятся:

  • Уверенность и хорошее самочувствие в сложных обстоятельствах наряду с плохой переносимостью обычной житейской рутины. Эта особенность считается одной из основных причин аддиктивного поведения – именно стремление к комфортному самочувствию заставляет таких людей искать острых ощущений.
  • Аддиктивные личности предпочитают говорить неправду, обвинять окружающих в собственных ошибках.
  • Для них характерны яркие внешние проявления превосходства в сочетании с заниженной самооценкой.
  • Страх глубоких эмоциональных контактов.
  • Избегание ответственности.
  • Тревожность и зависимость.
  • Манипулятивное поведение.
  • Стремление к уходу от повседневной реальности и поиск интенсивных чувственных и эмоциональных переживаний, которое осуществляется путём своеобразного «бегства» — в работу, фантазии, в самосовершенствование, в миры наркотиков или алкоголя.

Профилактика аддиктивного поведения

Для эффективной профилактики аддиктивного поведения крайне важно раннее её начало. Поэтому значительное внимание уделяется первичной профилактике – предупреждению возникновения зависимого поведения. Она включает следующие этапы:

  • Диагностический – выявление детей, личностные особенности которых свидетельствуют о возможности аддиктивного поведения с помощью наблюдения и психологических методик. Для уточнения состава группы риска возможен сбор информации о моделях поведения детей, составе семьи, интересах ребёнка у педагогов. Наблюдение за ребёнком поможет выявить в их речи негативные высказывания о себе, обвинения окружающих, отсутствие личного мнения и интересов.
  • Информационный – распространение среди детей информации о вредных привычках, сексуальном поведении, методиках борьбы со стрессом, технологиях общения.
  • Коррекционный – направлен на исправление негативных привычек и взглядов, формирование конструктивного подхода к жизненным трудностям, прививание навыка работы над собой, эффективного общения.

Вторичная профилактика аддиктивного поведения направлена на выявление и лечение людей с ранними стадиями аддикции, а третичная – на социализацию излеченных от зависимостей личностей.

Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация

Источник: http://onevroze.ru/chto-takoe-addikciya-etapy-razvitiya-osobennosti-lichnosti-i-profilaktika.html

Виды

Одна зависимость отличается от другой причиной возникновения. В большинстве случаев вредные привычки характеризуют слабую, уязвленную личность. Следовательно, на формирование зависимости в большей степени влияет психика.

Различают зависимости:

  • возникшие на фоне ослабления всего организма – страдает физиологическое и психологическое здоровье;
  • возникшие из-за нарушения психики;
  • возникшие из-за пережитой травмы;
  • возникшие на фоне подавленных страхов и фобий.

Каждый вид зависимости требует повторения одного действия. Аддиктивное поведение нехимической или химической сильной зависимости (еще одна разновидность вредных привычек) определяется, как девиантное поведение, ведущее к саморазрушению.

Характеризуется зависимость с точки зрения отношений с окружающим миром, когда у человека не складывают дела на работе или в личной жизни. Вредная привычка становится отдушиной, возможностью отстраниться от возникших проблем. Временное облегчение позволяет снизить внутреннее напряжение и отключиться от окружающего мира.

Общие причины

У каждой пагубной привычки есть первопричина – это ряд условий или событий, которые повлияли на возникновение зависимости. Если у человека нет пристрастия к алкоголю или психотропным веществам, он осознает их вред, понимает, чем такое употребление может закончиться, то он в норме.

Но когда личность начинает принимать вредные вещества, ее восприятие мира искажается. Она не обдумывает собственные поступки, ее первостепенная задача – успокоится, снять напряжение. Основой зависимости в таком случае является стрессовая обстановка или любой фактор, создающий тревожность.

Зависимость химическая также имеет психологическую причину: если человек не уверен в себе, у него много неправильных установок или занижена самооценка, он неспособен объективно оценивать ситуацию.

Он уверен в собственной никчемности и не пытается это изменить. На фоне низкой самооценки появляется низкая стрессоустойчивость – личность ищет подтверждение внутренним опасениям.

Пережитые травмы и сильные потрясения заставляют человека закрыться. Он боится повторения ситуации, будущего, не справиться с новой нагрузкой.

Фобия или подавленный страх вне зависимости от причины создает все предпосылки для развития пагубной привычки.

Человек пытается найти решение проблемы, но вместо работы над неправильными убеждениями и установками, он пытается спрятаться. Зависимость – это побег от реальности, попытка уйти от решения задачи.

Источник: https://zdorovo.live/psihologiya-i-psihiatriya/chto-takoe-addiktsiya-etapy-razvitiya-osobennosti-lichnosti-i-profilaktika-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.